search
main
0

Какой выпускник на «вес золота»? Это знают профессор Левицкий и его команда

Сегодня частенько приходится слышать от чиновников, что, во-первых, педвузы не должны готовить экономистов, дескать, это не профильное направление его работы, во-вторых, экономистов в образовании слишком много. Эти два заблуждения успешно опровергает директор Института подготовки руководящих педагогических кадров, декан экономического факультета МГПУ, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Михаил Левицкий, которого без всякой натяжки можно сегодня назвать не только ярким ученым, но и выдающимся экономистом-организатором московской (и не только) системы образования.

«Одна из серьезных проблем управления современной школой в целом и ее экономико-хозяйственной составляющей, – считает Михаил Левицкий, – состоит в фактическом отсутствии системы подготовки менеджеров для образовательных учреждений, в наличии сущностных различий между традиционными представлениями того, каким должен быть административно-управленческий персонал образовательного учреждения, и современными моделями менеджмента». К группе административно-управленческого персонала Михаил Львович по праву относит не только директора школы или заведующего детским садом, но и их заместителей, главного бухгалтера (если образовательное учреждение имеет финансово-экономическую самостоятельность).

Современного управленца в образовании, который работает в образовательном учреждении не один год, нужно обучать менеджменту, иначе он не справится с задачами в области экономики образования, которые возникают и с финансово-хозяйственной самостоятельностью, и с переходом на нормативное финансирование, и с установлением новой отраслевой системы оплаты труда. Можно сколько угодно спорить о том, педагогом или управленцем должен быть современный директор школы, но если он не будет иметь знаний в сфере педагогики и управления, успеха не добьется. Для всех директоров общеобразовательных учреждений, заведующих дошкольными учреждениями, руководителей колледжей МГПУ организует специальные семинары, по итогам которых они проходят аттестацию в сфере финансово-экономической деятельности. Для решения же множества самых различных и трудных задач по обучению и переподготовке в составе МГПУ и на базе его экономического факультета создан и успешно работает Институт подготовки руководящих кадров.

Экономический факультет МГПУ готовит современных менеджеров для столичной системы образования. Дело это сколь важное, столь и очень трудное, так как помимо экономических знаний специалисту нужно в совершенстве изучить систему управления в сфере образования. Такой выпускник – на вес золота, ведь хорошо известно, что все реформы в образовании нередко буксуют именно потому, что работникам системы не хватает современных знаний по менеджменту и экономике, а «пришлым» экономистам и менеджерам – педагогических знаний. Выпускники МГПУ получают возможность пройти годичную переподготовку по специальности «менеджмент в образовании», чтобы потом иметь возможность для занятия соответствующих должностей в образовательных учреждениях Москвы. Иными словами, важная задача команды Левицкого – подготовка резерва управляющих кадров для системы образования. Такая работа постоянно ведется в рамках эксперимента, поскольку приходится искать новые формы и методы обучения. Радует то, что база для экспериментирования есть, это существенный кадровый, программно-методический и организационный потенциалы ИПРК и экономического факультета МГПУ, а также большой опыт подготовки менеджеров. С момента открытия факультета около 2000 его выпускников работают в различных сферах государственного управления и бизнеса столицы.

Наряду с широко распространенной в России практикой подготовки претендентов на должности директора ОУ, завуча, бухгалтерского работника на курсах повышения квалификации различной продолжительности в ИПРК реализуются не имеющие аналогов программы подготовки заместителей директора ОУ по правовым и финансово-экономическим вопросам. Функции таких специалистов принципиально иные, чем у бухгалтера, например, они должны уметь вести разработку программы экономического развития ОУ, быть сведущими в налоговом планировании, в составлении сметы, в установлении договорных отношений как в рамках трудового, так и гражданского законодательства и многое другое. «Подготовка заместителей директоров по правовым и финансово-экономическим вопросам, – не скрывает Левицкий, – наше ноу-хау. Это совершенно новый вид деятельности, причем очень важный, ведь наличие такого заместителя в школьном коллективе позволяет директору заниматься непосредственно учебными и управленческими проблемами, поручив финансовые вопросы компетентному специалисту. Это очень перспективное направление, и у нас сегодня есть договоры по подготовке таких заместителей в нескольких регионах России. Кстати, в Южном учебном округе Москвы действует совет заместителей директоров по экономике, а всего там работают 150 таких специалистов. Мы рассказываем слушателям об организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджета, о правилах внебюджетной деятельности, налогах и налогообложении, составлении сметы расходов и доходов для образовательного учреждения, учим их разрабатывать программы экономического развития – бизнес-планы. Это необычайно важно, так как сейчас все образовательные учреждения – юридические лица, директор теперь несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, иногда даже большую, чем глава коммерческой фирмы. Он должен работать в соответствии с Бюджетным кодексом, а также вести внебюджетную деятельность и знать налоговое, гражданское, трудовое законодательство, будучи, таким образом, и в роли руководителя некоммерческой организации в форме учреждения».

Сегодня не секрет, что изменение и содержание программ повышения квалификации традиционных представителей администрации ОУ становится очень важным делом, так как изменения действующего законодательства в финансово-налоговой сфере очень динамичны. «Мы постоянно имеем в виду, – говорит Михаил Львович, – что информация, полученная директором на курсах, устаревает очень быстро, поэтому традиционный слоган образовательного процесса – «учить учиться» положен в основу деятельности нашего ИПРК». Содержание программ института формируется на основании «карт образовательных потребностей» тех или иных категорий слушателей. Эта инновация позволяет обеспечить практическую направленность курсов, а также учесть уровень компетентности группы по тем или иным модулям и темам конструируемой программы. «Мы решили спросить самих директоров, что им прежде всего необходимо для успешной работы, – рассказывает Левицкий, – после чего предусмотрели в «карте потребностей» наличие различных блоков (психолого-педагогического, финансово-правового, информационно-технологического, блока управления персоналом, а также блока диагностических методов выявления качества образования). Наше дело предложить, а дело директора – выбрать, в какой мере он нуждается в обучении и в каком, нужно ли ему получить самое общее представление о той или иной проблеме, более глубоко изучить тему, ограничиться теоретическими знаниями или приобрести практические навыки в той или иной сфере». За последние пять лет институт обучил практически всех директоров московских школ, теперь в его планах – обучение управленцев на новом временном витке. Ведь на самом деле много изменений произошло в законодательстве, много нового появилось и в нормативно-правовой базе, и в менеджменте, и в экономике. Словом, директора образовательных учреждений должны быть в курсе всех этих изменений и новшеств. Левицкий потому так уверенно говорит, что в 2008-2009 учебном году рекрутинговая база формирования менеджмента ОУ в финансово-экономической сфере будет существенно расширена, что занятия в институте чрезвычайно популярны в среде директоров, ибо занятия тут ведут не только блестящие теоретики, но и не менее блестящие практики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте