Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования:
– В 2007 году Министерством образования и науки РФ был издан приказ, в 2010-м он был возобновлен, прошел регистрацию в Минюсте РФ, и экспертизу учебников передали из частных рук в государственные. В проведении экспертизы учебников участвуют теперь Российская академия наук и Российская академия образования, а могут участвовать также и иные организации на основании своих уставов, утвержденных Правительством РФ, в которых закреплены соответствующие полномочия. Когда экспертиза была в частных руках, это был междусобойчик влиятельных группировок издательств, стоящих за конкретными людьми, эти конкретные люди ручались за качество учебников своей профессиональной репутацией. Сейчас лоббирование издательств продолжается не в меньшей степени, чем это было.Ситуация рыночная, она была сделана рыночной после советской власти, она так и развивается, поэтому есть главное издательство (еще советское издательство) – «Просвещение», в нем сосредоточено максимальное количество связей, это государственное предприятие. Все работает на это издательство: и личный авторитет его директора Александра Кондакова, и авторитет главного редактора, бывшего многолетнего сотрудника Министерства образования РФ Маргариты Леонтьевой, поэтому неудивительно, что коллектив этого издательства играл существенную роль в создании новых стандартов образования. Тем не менее другие издательства существуют, они конкурируют реально, в некоторых секторах занимают десятки процентов, в некоторых даже основной учебник издан не «Просвещением». Это правильная и нормальная ситуация, пусть все развивается естественно, так же как и ситуация с экспертизой, которая не зашла в тупик и должна развиваться; раз уж академии отвечают, то значит, они и должны формировать качество учебников. Например, академии отвергают очень мало учебников, представленных издательствами, а многие отправляют на доработку, вместо того чтобы сказать, что нет, это не годится, вот по такой-то и по такой причине.Сегодня речь идет о том, что должны быть те или иные сочетания бумажных и электронных учебников. Руководство Департамента образования заняло такую позицию: главная линия, по которой ситуация будет развиваться, – линия так называемых электронных приложений. То есть есть учебник, и к нему прилагается диск, содержащий необходимую важную информацию, делающую работу учащегося более активной, более мультимедийной, все иллюстрации можно поместить на диск. Это разумная мера. Что касается ридеров, то в мире сверхпопулярности у них нет, и дети, и студенты не привыкли с этим работать, но такие устройства для чтения будут все чаще и чаще так или иначе оказываться в сумке, рюкзаке, портфеле ученика, это неминуемая тенденция, это будет происходить. Но вводить их, как картошку при Екатерине, было бы бессмысленно, и попытку Шварценеггера в Калифорнии перейти только на электронные ридеры нельзя считать удачной. Ридеры, правда, не изнашиваются так быстро, как бумажные учебники. Считается, что 5 лет – физический срок износа бумажных учебников, поэтому они закупаются заново. Но реальный экономический эффект пока никто не просчитывал.
Комментарии