search
main
0

Какой слон лучше: серый или розовый?

В проекте федерального бюджета-2002 расходы на финансирование Российской академии образования составляют почти 180 миллионов рублей. Начиная с 1943 года бюджет тогда еще Академии педагогических наук РСФСР расходовался по двум статьям: наука и эксперимент. Спустя полвека Министерство финансов решило разрушить устоявшиеся традиции и исключить из бюджета РАО финансирование экспериментальных школ. Правда, взамен Минфин добавил в бюджет академии 19 миллионов рублей на научную деятельность. Согласитесь, этот поощрительный “приз” не идет ни в какое сравнение с урезанными шестьюдесятью миллионами, без которых экспериментальные школы РАО фактически оказываются брошенными на произвол судьбы.
– Сейчас мы ведем борьбу на три фронта, – говорит президент РАО Николай Никандров, – с Госдумой, Советом Федерации и Министерством финансов. И пока мы не докажем властям, что наука и эксперимент – неотделимы, вопрос с экспериментальными школами будет оставаться открытым…
Доводы академика Никандрова о неразделимости науки и эксперимента – аксиома, также не требующая доказательств. РАО объединяет целый ряд научно-исследовательских институтов, в том числе НИИ общего и среднего образования, психологии, физиологии детей и подростков и другие. Они кровно заинтересованы в проверке своих разработок в экспериментальных школах: учебных и методических пособий, образовательных программ для дифференцированной школы и т.д. А ведь не каждый учитель согласится помимо сумасшедшей нагрузки взваливать на себя еще и эксперимент. Он должен быть в этом заинтересован. Материально во всяком случае. Кому же поддерживать эту материальную заинтересованность, как не РАО?
Что предлагает Минфин? Снять 14 школ с довольствия академии и…
– Существует четыре варианта разрешения проблемы, – продолжает академик Никандров. – Первый и наиболее разумный – это оставить все как есть и предусмотреть в бюджете РАО расходы на финансирование экспериментальных школ. Второй – передать их под юрисдикцию Министерства образования. Однако, замечу сразу, Минобр против такого варианта. Третий – отдать школы муниципалитетам. И наконец, четвертый, так сказать, компромиссный – установить над школами тройное соучредительство: РАО, Минобразования и муниципалитетов…
В детстве мы пели песенку про розового слона, который удивлял джунгли своим необыкновенным цветом. Но когда хитрый охотник привел его в зоопарк, слон стал серым, как все. Думаю, что та же участь ждет и экспериментальные школы, если их отдадут муниципалитетам – станут как все. Что же касается компромиссного варианта, то он наиболее вероятен. Однако возникает вопрос: кто же все-таки будет платить? Как известно, у семи нянек дитя без глазу. Хорошо, если муниципалитеты возьмут на себя содержание школьных зданий, приобретение оборудования и выплату зарплаты учителям, а академия будет финансировать проводимые ею же эксперименты. В этом случае педагоги не потеряют в заработке, поскольку Москва, Московская область и Санкт-Петербург – одни из немногих регионов, где зарплата бюджетникам выплачивается вовремя.
Так или иначе, РАО против такого варианта и продолжает настаивать на сохранении за собой четырнадцати экспериментальных школ и… шестидесяти миллионов рублей. Борьба еще не закончена – бюджет пока не принят.
Дмитрий ЕГОРОВ

От редакции

Уважаемый Комитет Государственной Думы по образованию и науке! Уважаемый председатель Иван Иванович Мельников! Нам очень хотелось бы знать вашу точку зрения по этому поводу. У нас болит душа за судьбу экспериментальных школ РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте