Тема n 1 “Мандельштам – поэт слова” – 3 часа (1891-1938 гг.)
“Он явился как чудо”.
А.АХМАТОВА
“Я и садовник, я же и цветок”.
О.МАНДЕЛЬШТАМ
i. У каждого поэта – свое поэтическое пространство. Смысловое поле Мандельштама многомерно, как человек, как Вселенная, как Слово – Логос. Его называли поэтом-философом, сам о себе он говорил: “Я смысловик”… И еще: “Я и садовник, я же и цветок”. В этой словесной формуле – особый способ восприятия мира, который далек от линейности, от обьяснения мира причинно-следственными связями. И потому, наверно, А.Ахматова скажет о нем: “Он явился как чудо”…
Цель нашего урока – войти в мир поэзии Мандельштама, определить поэтическое пространство поэта, понять его концепцию мира и человека в нем.
Задача урока понять:
Что есть Слово для Мандельштама?
Почему слово в раннем творчестве ассоциируется с образом “камня”?
ii. Актуализация
– Что вы знаете о поэте? Каким видится путь его?
iii. Обобщение
1. Блок о Мандельштаме:
“Его стихи возникли из слов, очень своеобразно лежащих в областях искусства только. Вначале было Слово, из Слова возникли мысли, слова, уже не похожие на Слово, но имеющие, однако, источник его, и все кончается Словом, все исчезает, остается одно Оно”.
Как вы понимаете эти слова?
2. Воплощение этой идеи можно увидеть в творческом пути поэта, который есть 4 этапа:
ключевой образ
Утро i “Слово – Логос” (1906-1915 гг.) “Камень”
Полдень ii “Слово – Психея” (1916-1921 гг.) “Душа”
Вечер iii “Слово – Поступок” (1921-1925 гг.) “Личность”
Ночь iv “Слово – пучок смысла” (1930-1937 гг.) “Кристалл”
Какие закономерности вы видите? Как связан мир в сознании поэта?
Вывод о иерархии смысла, о внутренней смысловой энергетике. Поэт – “колебатель смысла”. Если для символистов слово есть музыка, для футуристов – отсутствие музыки, для имажинистов слово есть образ, для акмеиста Мандельштама слово есть Логос (смысл). Слово имеет свой микромир, и от этого возникает чувство радости узнавания слов. Это духовное пространство слова – путь к обьемному мышлению, свобода ассоциаций (“…духовное имеет обьем” В.Зинченко). Особое движение слова через его саморазвитие. Оно требует усилия. Это полет, порыв. Но это особый полет. “В метафоре Мандельштама и скорость, и дух” (В.Зинченко). Он напоминает полет многоступенчатой ракеты: 4 этапа, но 3 ступени.
Когда выпорхнула ii ступень,
куда исчезла i? Она исчезла внешне, но отдала свою энергию ракете. Так и человек в своем саморазвитии.
Детство – [[smpbold]]ность – Зрелость – Старость
Так и в природе:
Утро – Полдень – Вечер – Ночь
Это своеобразное “неслиянное единство”. Но при этом неизменно остается “капсула”, ядро личности (“изменяюсь, не изменяя себе”). Что это – традиция или новаторство? Мандельштама можно понять по одному образу, по одной фразе. Л.Е.Пинский говорит о нем, что он “поэт словосочетания”. В этом критик видит его новаторство.
iv. Практикум – исследование.
Самостоятельная работа над эпиграфом “Я и садовник, я же и цветок”. Какой смысл вам видится в этой строке?
1. Единство самостроительства и воспитания.
2. Уважение к ремеслу, земному.
3. “Я” n “Я” (“Человек никогда не равен самому себе”, М.Бахтин).
4. “Сосуд динамики”.
5. Способ личностного пути.
6. Смирение перед законом самодвижения. Нет гордыни.
7. “Царство неожиданностей”.
8. “Ассоциативные круги”.
9. Внутренняя смысловая энергетика – свобода духа.
10. Он – земной, не запредельный.
11. “Бытие лучше меня” и т.д.
Поэт классицизма, испытывающий “тоску по мировой культуре”.
“Я хочу снова Овидия…”
У него есть учителя – Тютчев, Батюшков, Данте, Державин. Почему-то все-таки “он явился как чудо”?
Чтобы понять это, обратимся к осмыслению этапов творческого пути.
v. Новый материал
1. i этап – 1-й сборник “Камень”.
Статья “Утро акмеизма” (основные идеи статьи).
Стихотворение “Звук осторожный…” – это стихотворение – заявка о себе.
Чтение. Можно ли сказать, что в нем – весь Мандельштам, и ранний, и зрелый?
2. “Дано мне тело…”
Когда это стихотворение прочитал Вс.Иванов, то почувствовал укол в сердце: “Почему не я написал его?..” Чем так потрясло это стихотворение современника?
3. Самостоятельная работа по тексту
лирика сборника “Камень”
(поиск ключевых образов).
“Ключевые образы” – ласточка, полет, пустота, раковина, мысль-стрела, свобода, вечность, яблоко…
Почему все они обьединены в один образ – “камень”?
Д/з. – Анализ-размышление над одним из стихотворений ранней лирики:
“Раковина”
“Отравлен хлеб, и воздух выпит…”
“От вторника и до субботы…”
“Вот дароносица…”
“Я ненавижу свет…”
Тема n 2 Молитва Мандельштама за “блаженное бессмысленное слово” (лирика 1916-1921 гг.) 3 часа
“Какая боль – искать потерянное слово”.
о. мандельшта╝
i. Актуализация
– Каково поэтическое пространство Мандельштама?
– Что есть Слово для поэта?
– Какие ключевые образы вы увидели в ранней лирике? Почему все они соединяются в образе “камня”?
iii. Новый материал
1. 1921-1925 гг. Статья Мандельштама “Гуманизм и современность”.
Испытание ценностей.
Слово-поступок, защита этих ценностей.
2. “Музыка на вокзале”. Анализ стихотворения.
3. Движение образов (“и меня срезает время…”, “Слово-колобок”…) Мысль о “выпячивании” времени: время больше вечности. Самодостаточность времени, перерастание вечного.
4. Анализ стихотворения “Век”.
Смысл образов: век-веки-зрачки-зверь-хребет-флейта-кровь-строительница…
5. Движение образов в лирике (век-веки-яблоки-шум времени-век-властелин-“вековать”-ресница-заресничная сторона-жизнь-взмах ресниц – упавшая в стакан ресница)
6. Почему появляется фраза “Нет, никогда ничей я не был современник?”
Обобщение. Особое отношение поэта ко времени. Век – многозначное понятие (век – вся земная Жизнь человечества “От века до века”; век – столетие; век – ХХ век; век – жизнь одного человека). Век есть целостность. Образ хребта с позвоночниками. “Время” (ХХ век) не почувствовало себя частью целого, хребет сломался, и только “флейтой”, “кровью” можно связать “позвонки”, восстановить целостность, традиции, ценности. Ощутим разлад со временем у Мандельштама – 5-летнее молчание. Зачем оно поэту? Какой выбрать путь? “С веком вековать”, “поднимать веку болезненные веки”?
В поисках ответа поэт обращается к классике, к Данте. Осмысление статьи “Разговор с Данте”.
Какой ответ у Данте нашел Мандельштам?
“Совместное держание времени”: надо синхронно соединять в себе века, время, установить диалог с мировой культурой. Данте становится для поэта современником, близким по духу. И это и есть свобода над временем. (“Обращаемость и обратимость”).
iv. Нашли ли эти идеи воплощение в лирике 30-х годов?
1. “Ленинград” (Сопоставить со стихотворением “В Петербурге мы сойдемся снова…”)
2. Движение образов (“попробуйте меня от века оторвать”, “в глубине ничуть не изменялось”, “уксусная губка”…)
3. Свободный прорыв – поступок.
Стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”
Чем отличается это стихотворение от предыдущего? Своеобразный порыв поэтического текста. Свобода духа, выход из своего мира. Это “зенит” “полдень”, во имя которого была вся предыдущая жизнь, “вневременное” пространство, состояние “над временем”, “вне времени”.
v. Обобщение
Отношение современников к поступку поэта. Поэзия Мандельштама дает ему новый виток сознания. “Восьмистишие” – философские раздумья о вечности. Своеобразие ман штамовской метафоры (“Большая Вселенная в люльке у маленькой вечности спит”). Порыв сознания как “неслиянного единства”, как острого напряжения между началом смысла и “пустотой” незнания.
Мандельштам не хочет “воровать у вечности”, ибо это “морской песок”. Ему важнее другое – быть пронзенным духом вечности.
Д/з. Стихи 30-х годов.
“Я в сердце века…”
Тема n 3 (лирика 30-х годов) 2 часа
“Я в сердце века”
о. мандельшта╝
“Я в мир вхожу…”
“Он опыт из лепета лепит
И лепет из опыта пьет…”
о. мандельшта╝
“Личность лепится из опыта
поступков”.
В.П.Зин╖енко
i. Актуализация
Как понимаете смысл фразы, ставшей темой урока? Какой образ вам видится в этом? Смысл его появления?
Выбор сделан. Поступок совершен. А в это время критика оценивает творчество поэта как “выражение сознания крупной буржуазии.., который выразил страх своего класса” (из “Литературной энциклопедии”).
ii. А в это время Мандельштам открывает для себя мир…
Проблемы: 1. Какой мир открыл для себя Мандельштам, будучи “в сердце века”?
2. Какой духовный опыт “вылепил поэт” из своих поступков, из своего “лепета”?
iii. Новый материал
1. 30-е годы в судьбе поэта.
Арест, ссылка. Воронеж. Второй арест… Смерть.
“И я выхожу из пространства в запущенный сад величин и мнимое рву постоянство и самосознанье причин”.
2. Каково мироощущение поэта? (“Стансы”, “Еще мы жизнью”, “На мертвых ресницах Исакий замерз…”, “Лишив меня морей…”).
Сознание как бытие, оно самостоятельно, отрывается от поводка деятельности, смеется над “зеркалом-всезнайкой”. А мир “несется”, как “меблированный дом” – все это противоестественно. Отсюда – обращение к природе.
3. Что значит природа для поэта в эти годы?
(“Вооруженный зреньем узких ос…”, “Я к губам…”)
Образ ученика природы: “Крепну и слепну”… Почему? Учится смирению!
4. Почему усиливается любовь к жизни? (“Благословенны дни и ночи…”)
5. “Стихи о неизвестном солдате”
Место стихотворения в творчестве. Идея самоценности каждой личности, самоценность жизни как таковой.
iv. Обобщение
Пронзенный новым сознанием, поэт ощущает мир по-новому
“Я – новое, –
от меня будет свету светло”.
“Да, он над временем и он же во времени…” ([[smpbold]].Нагибин)
Перед нами живое движение – живая душа, которая сохраняет не только движение, но и единство. (“В глубине ничуть не изменяюсь…”)
Тема n 4 “Узел жизни” Мандельштама – 2 часа (философская лирика поэта)
Может быть, это точка безумия,
Может быть, это совесть твоя:
Узел жизни, в котором мы узнаны
И развязаны для бытия.
О. мандельшта╝
i. Вступительное слово
Вступив в диалог с поэтом Мандельштамом, став его собеседником, пройдя вместе с ним его творческий путь, мы увидели, что весь он – живое движение, взятый как порыв и “как нечто готовое”. И это возможно потому, что есть “узел жизни”.
Именно так назван наш урок, цель которого – обобщить представление о поэтическом поле поэта и понять:
1. Что есть такое – “узел жизни” Мандельштама?
2. Из чего и для чего он связан?
ii. Обобщение личностного представления о поэте.
Мандельштам – это…
(собственное открытие в Мандельштаме, личностный образ поэта…)
iii. Мы видим, как многомерно, многопланово поэтическое пространство поэта, а вместе с тем в нем есть свое единство… Его поэт называет метафорически – “узел жизни”. Чтобы понять, почему это так, что стоит за этим образом, обратимся к стихотворению “Может быть…”
iv. Чтение и анализ стихотворения.
1. Что же это такое – “узел жизни”?
Почему “может быть”?
2. “Порыв”, движение метафоры (исследование текста).
“Точка безумия” и “совесть” – почему рядом?
3. Развернутость метафоры. Эпитеты, поэтика глаголов, смысл неопределенного местоимения, последних строк.
Обобщение. Перед нами философская концепция Мандельштама. Все – в точке, все есть точка и одновременно Вселенная. Самодвижение из точки есть развернутость, “обращаемость и обратимость” – это механизм саморазвития. Он бесконечен, и он есть тайна, потому говорит о ней поэт “шепотом”, просит об этом повторить. Он просит прощения, ибо коснулся святой темы – смысла бытия, смысла мироздания.
Мы чувствуем острое напряжение между началом смысла и пустотой “незнания”.
И понятно одно – есть некий “узел жизни” – точка отсчета, “ядро” личности.
Но для чего и из чего он связан?
v. “Тайная вечеря”.
Самостоятельная исследовательская работа.
Сопоставление стихотворения с “Вот дароносица…”
Обобщение.
О высоком Мандельштам не любил говорить громко, он говорил о нем языком притчи. Ощущение радости вневременного состояния сменяется состоянием страдания, которое “несовместимо со счастьем, но глубже, а может быть, дороже счастья” (Аверинцев). Целомудренная сдержанность поэта в проговаривании системы ценностей. Его “узел жизни” есть свободное и радостное подражание Христу, его Пути, пути самопожертвования. Это путь Любви и свободной жертвы. “Он взошел на Голгофу…” ([[smpbold]].Нагибин)
И это рождает особое отношение к смерти. Какое?
vi. “Заблудился в небе…” Чтение.
Нет страха перед смертью. Почему?
Жизнь есть “служение”.
Кому? Чему?
vii. “Твоим узким плечам под бичами краснеть…” Чтение. Обобщение. Видеть чужую боль как свою, гореть “черной свечкой”, вбирая в себя боль другого, “молиться не сметь”, ибо моя боль ничто по сравнению с твоей болью – вот позиция поэта в мире. Это и есть его “узел жизни”, его система ценностей.
Письменная работа-рефлексия “Узел жизни” Мандельштама.
———————————————–
Драма в биологии
Не так давно по телевизору шла ретроспектива фильмов моего самого любимого режиссера – Эльдара Рязанова. Повторили и “Дорогую Елену Сергеевну”. Вышел он на экраны еще в 80-е годы, но я его посмотрела впервые. Не знаю, как остальные мои коллеги, а я после просмотра автора “Иронии судьбы” от души пожалела. Вот и ему в школе с учителями не везло, раз он профессию нашу в таком, мягко говоря, неглиже изобразил.
мне – повезло! И класс у нас был замечательный, и учитель в моей жизни был – литератор от Бога – заслуженный учитель России Нина Григорьевна Глушакова. Но в педагоги после школы все равно не собиралась – молодая была, фильмам доверяла, таким, как “Дорогая Елена Сергеевна”, а учителей у нас редко когда в кино достойно представят. Особенно биологов.
Не выбрала я литературу мою любимую с историей обожаемой в профессию. Отправилась академическое естественнонаучное образование получать, поскольку нравственные идеалы и высокая духовность литературных персонажей уж очень не соответствуют реалиям нашего времени, а жизнь – она всегда имела и будет иметь клеточное строение и зависеть от наследственности и изменчивости.
И уже работая в школе не один год, все равно не хотела признаться себе, что это – мое, и это – навсегда, и это – путь к Храму.
После финала “Учитель года России” поверила в свою профессию и судьбу.
Не правы вы, Эльдар Александрович. Гораздо больше учителей хороших и настоящих, “елены сергеевны” – это, простите за биологизм, тупиковая ветвь эволюции нашей профессии. Я и до конкурса это знала, поскольку вот уже скоро три года, как жизнь моя изменилась благодаря общению именно с такими людьми. Банк Идей учителей-биологов России – своеобразный психологический тест на творчество – в переписке и творческом общении остаются именно фанаты в самом высоком смысле этого слова. В стране все дорожает – бумага, конверты, почта, а они пишут! Общаются! Им зарплату по полгода задерживают, хлеб и молоко в магазинах под запись выдают, как в войну, а они детей учат и никогда этого делать не перестанут. Поскольку они родились учителями и Учителями стали.
Люблю вас всех и низко вам в пояс кланяюсь! Хочется перечислить всех поименно, да не хватит в газете места – более 330 имен и фамилий. Спасибо вам всем за добрые слова и поддержку, именно вы, ваши письма и ваши работы и помогли мне поверить в себя и свое дело. Мало с кем пока довелось свидеться, но я на лучшее надеюсь!
Поскольку видела я ваших двойников на конкурсе в Москве. Нас было всего 80 человек и неделя на встречу. А я получила мощнейший интеллектуальный и моральный импульс, которого мне хватит надолго.
Неоднозначное у нас в стране отношение к конкурсу. Вот и всеми уважаемый Александр Солженицын недобрым словом помянул. Но все это – взгляд со стороны постороннего. Можно рассуждать сколько угодно о нужности и ненужности, но понять суть сего действа можно лишь одним способом – участием. Не буду лукавить: и мое отношение к конкурсу на протяжении всех этапов участия менялось от “+” к “-“, но сейчас, по прошествии некоторого времени, осталось только одно: конкурс нужен и именно сейчас, когда в стране бардак и мнение общества к профессии формируется после просмотра “елен сергеевн”. “Учителями славится Россия, учителя приносят славу ей!”
А литература с историей все равно перетянули. “Музыка, искусство, Движение и Драма в Биологии” – тема любимая, надеюсь, навсегда. И ход исторического процесса, как оказалось, во многом определялся наследственностью наших царей, и идеалы красоты в живописи менялись в зависимости от биологического аспекта проблемы, вся социальная надстройка общества покоится на мощнейшем биологическом базисе. Не верите? Поспорим?
Валентина СМЕЛОВА, учитель биологии
Комментарии