Задумываясь о возможном содержании статьи, я поймал себя на мысли о том, могу ли я всерьез, по гамбургскому счету, считать себя современным директором? Казалось бы, конечно, да! Мой рабочий кабинет – мой гаджет, соцсети стали союзниками школы в ее работе с социумом. Я знаю, как настроить wi-fi без вызова службы техподдержки, даже знаю, что означает «хайп». И кажется, что все правильно, я современный директор, ведь все признаки моей укорененности в новейших технологиях налицо.
Но я ловлю себя на мысли: а есть ли какие-то более устойчивые и содержательные маркеры, которые могли бы измерить степень моей профессиональной, как директора, современности, то есть адекватности и ценностям столичного образования, и эффективным механизмам реализации государственной образовательной политики города, и темпам развития системы образования? Наверное, таких маркеров, благодаря тому что ценности, принципы, значимые результаты сформулированы и понятны, можно выделить сразу несколько. Однако очевидно, что одним из ключевых маркеров станет моя погруженность в современный и быстро развивающийся мегапроект «Московская электронная школа» в части использования больших возможностей директора для управления современной образовательной организацией. Это и управление качеством образования, и создание безопасных условий обучения, и взаимодействие с детьми и их родителями.Поэтому сегодня я приглашаю читателей «Учительской газеты-Москва» к разговору о возможностях современного управленца, которые доступны руководителям московских школ и колледжей, активно использующим ресурсы Московской электронной школы.Итак, первый шаг. Чтобы понять возможности проекта, нужно сделать одну крайне необходимую вещь: найти в своем графике достаточно времени, подойти к интерактивной панели и начать разбираться в каждом высветившемся в интерфейсе разделе. Благо панели есть уже во многих московских школах. Кому еще не привезли – привезут, а пока милости просим в школу «Покровский квартал»: нам все установили давно, потому что доверили апробировать и вместе с методистами Городского методического центра и разработчиками платформы из Департамента информационных технологий вносить обоснованные и нужные для удобства, а значит, и для повышения эффективности правки и предложения.Коллеги, не поленитесь сами попробовать создать сценарий урока, если вам удается вести занятия. Это может быть как сценарий урока в рамках дополнительного образования (тут уж, по-моему, подавляющее большинство директоров в деле), так и сценарий педагогического совета (точно стопроцентный охват, мы это дело любим), например, по мотивам одной из «Суббот директора», благо все они проходят на самые актуальные темы. Тогда вам будет проще понять своих педагогов: почему все большее их количество стремительно втягивается в проект, но при этом остаются еще те, кто рассказывает о каких-то трудностях и препятствиях, не позволяющих конкретному учителю использовать этот инструмент в своей работе.Вот и оцените заодно объективность этих «непреодолимых объективных препятствий». Кстати, самые догадливые, но не очень в обычной жизни интегрированные в мир современных цифровых технологий педагоги – участники пилотного проекта – быстро придумали простой и эффективный лайфхак: они попросили помочь разобраться в платформе… своих же школьников! И это было попадание прямо в яблочко, потому что дети смогли помочь, объяснить и показать все возможности платформы, действуя просто, понятно и с большим желанием (чего нам, учителям, иногда так не хватает на уроках), хотя их этому никто не обучал (такие они, дети цифровой эпохи). А сколько важных педагогических эффектов это принесло!.. Но вернемся к МЭШ.Ладно, предположим, с контентом и возможностями МЭШ для конструирования собственных сценариев и использования сценариев уже разработанных вы разобрались. Смотрите только, не увлекайтесь, вам еще директорские функции надо осуществлять. Как там у классиков? Анализ, планирование, организация, контроль. МЭШ просто создана для этого. Потому что эта платформа – один из ваших самых главных кабинетов (может, даже главнее того, в котором вы принимаете родителей и пьете кофе). С чего я это взял? Все просто! Начнем с анализа. Он же на основании данных всегда проводится. А где мы их обычно берем? Правильно, из отчетов! Успеваемость, прохождение программ, количество отсутствующих, нормы домашних заданий, загрузка кабинетов, расписания замен – кто из вас был завучем (как я в годы своей юности), тот помнит массивы данных, с которыми приходилось работать. Но ведь сначала эти данные нужно было собрать. И помните ведь, всегда находились педагоги, которые вовремя отчеты не сдавали, относились к ним формально, не выверяли их, а у нас с вами потом цифры «не бились». Бедные педагоги! Бедные завучи (мы то есть)! И вот этим всеобщим страданиям наконец пришел конец! Учителю осталось только вовремя журнал заполнять, сейчас даже тема урока сама подгружается, информация об отсутствующих может автоматически проставляться, если интеграция с системой «проход и питание» уже состоялась, и считать ничего не нужно – само все считается. Нам, администраторам, только нужную кнопку нажать – и можно уже не собирать данные, а сразу их анализировать!Теперь о планировании. Со своими циклограммами мы вроде бы разобрались уже. Кто-то раньше, кому-то помогли разработки нашего МИОО. А планы работы школы? А если она еще и очень большая? Как все состыковать, как согласовать? Коллеги, и на это есть адекватный запросу ответ. Все там же, в МЭШ. Сделали выгрузку по плану контрольных работ, например, и увидели, где у нас коллеги из МЦКО помогают независимо измерить достижения ребят, где у нас запланированы собственно школьные работы в завершение изучения разделов и больших тем. И тогда понимаем, когда можно общешкольную дискотеку для старшеклассников планировать или КВН какой, а когда не стоит ребят отвлекать.С организацией МЭШ тоже нам поможет. Потому что, например, единое расписание сразу на всю школу (особенно очень большую) одному диспетчеру составить очень трудно. Уже сегодня даже очень сложное расписание с потоками и метагруппами предварительно можно доверить формулам МЭШ, а потом уже, если требуется, немного «докрутить» вручную.Вот и до контроля добрались. В МЭШ вся школа как на ладони, там практически про все измеряемые аспекты ее жизни есть достоверная информация, а еще есть косвенная – про трудноизмеряемое, но очень важное. Вот потому у нас и происходят метаморфозы: посадил администратором ЭЖД молодого информатика, а потом вдруг понимаешь, что на самом деле завучем-то он стал, а не тот человек, про которого все думали, что он завуч… И с информированием родителей все начало налаживаться – почти нет этих, часто написанных соседкой по парте «записок от родителей», о том, что в школу не ходил три дня по «семейным обстоятельствам» или домашнюю работу эти обстоятельства помешали выполнить. А еще помню, как у меня в 11-м классе силами моих почти выпускников «пропал» журнал. В классе было три потенциальных медалиста, и журнал этот на комиссию медальную везти надо было… И никак нельзя было этих медалистов подводить, они же заслужили честным трудом эти медали, да и в институт поступать планировали со льготами… А теперь МЭШ у нас есть, и все будущие медалисты могут спокойно готовиться к честной сдаче ЕГЭ или участию в олимпиадах, не ожидая подобных подвохов от сотоварищей. У меня, как и у каждого директора большой московской школы, есть теперь очень ценный инструмент, который при грамотном его использовании поможет сэкономить уйму времени и сил как педагогов, так и школьных администраторов. Инструмент, который поможет с гораздо более высокой точностью управлять на основании данных, то есть управлять эффективно. Современный инструмент современного руководителя.Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, директор школы «Покровский квартал»
Комментарии