Сейчас в округе семь образовательных комплексов, до конца учебного года их число, наверное, возрастет.
Мы понимаем, что открытие комплекса предполагает большую работу по его выстраиванию, формированию структуры, разработке управленческой модели, обновлению и насыщению образовательной среды, содержания образования. Поэтому уже сегодня нам надо обсуждать шаги, которые обязательно должны быть сделаны для эффективной работы образовательных комплексов, сегодня нужны разработки управленческой модели, модели организационного развития, структурных изменений, повышения эффективности работы, системы качества образования, интеграции образовательных и иных ресурсов. Северный округ сделал определенные шаги для формирования сетевой кооперации с научными учреждениями, вузами округа и города. Мы открыли совместную лабораторию Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования и окружного управления образования по проблематике проектирования управленческих моделей комплексов и разработке системы управления ими, создали при управлении образования рабочие аналитические группы, на заседаниях которых управленцы и ученые смогут обсуждать общие проблемы, делиться опытом, обмениваться информацией, постепенно формируя сообщества по профессиональным интересам, как внутри одного комплекса, так и между различными образовательными объединениями. Работа в таких сообществах даст возможность и руководителям, и всему педагогическому составу комплексов быть в фокусе всех событий, которые происходят на разных территориях, находить новых партнеров, формировать общий банк кадров, идей, мероприятий. В перспективе мы планируем создание ассоциации комплексов, мониторинговой службы, открытие центров оценки качества в каждом образовательном комплексе.Сегодня образовательные комплексы выстраиваются по организационному признаку как социально-образовательные учреждения интегрированного типа, основанные в большой степени на взаимодействии социальных партнеров. Отношения социального партнерства, интеграции необходимы как возможность дополнительных стратегических ресурсов развития образовательных комплексов. Критериями оценки формирующейся совместной деятельности станет степень открытости новых образовательных структур к взаимодействию, готовность к общественной оценке, предъявлению всех процессов и результатов работы на новых сетевых ресурсах и едином сетевом ресурсе, разработкой которого мы сейчас занимаемся. На первом этапе учреждения пошли по пути открытия отдельной страницы на сайтах школ и дошкольных учреждений с информацией о каждом учреждении, входящем в образовательный комплекс. Направления, которые могут быть интересными и для родителей, и для педагогических коллективов учреждений, объединяющихся в комплекс.Развитие партнерских связей комплексов формируется на основе договоров с различными образовательными структурами для научной и методической поддержки. Уже сегодня у нас заключены договоры с МЦКО на разработку проекта «Модель управления качеством образования (на примере образовательного комплекса района Ховрино, включающего Центр образования №1474, школы №1338, 425, 2020, ДОУ №2230, 2743, 2528, 583, 2574)», разработку управленческой модели формирования и развития образовательного комплекса района Головинский, включающего школы №1315, 682, ДОУ №2729, 2429, 1556.Для повышения профессионализма педагогических и управленческих кадров образовательных комплексов, организован постоянно действующий семинар для администрации комплексов округа «Проектирование и оценка внутришкольной системы управления качеством образования в условиях формирования образовательных комплексов» совместно с ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования.При этом мы считаем, что в каждом комплексе будет постепенно формироваться собственная адресная система повышения квалификации, выстроенная на основе анализа деятельности образовательных комплексов. Работа учреждений в условиях самостоятельности распределения финансовых ресурсов предоставляет сегодня такую возможность, а научная и практическая база города позволяет организовать работу по каждой актуальной для учреждений проблеме.Для учреждений актуальными будут вопросы перехода в эффективный режим работы, повышения качества образования, разработка комплекса разноуровневых программ для разных категорий детей и многие другие. В каждом комплексе будет выстроена своя система работы по развитию профессионализма учителей и воспитателей, владеющих новыми образовательными технологиями, заинтересованными в разработке и реализации инновационных образовательных проектов, ориентированными на успех каждого ученика, каждого воспитанника. Особую значимость для комплексов приобретает развитие образовательной среды. Именно благодаря объединению ресурсов разные дети с разными образовательными интересами и возможностями получают дополнительные возможности для своего развития, но при этом у руководителей комплексов появляется очень важная обязанность – обеспечить этот ресурс, дать возможность развития образовательных запросов любого ребенка, найти в каждом искру таланта. Объединение в комплексы дало серьезный импульс для развития каждого учреждения, и сегодня главное – поддержать интерес и стремление коллективов к развитию, в хорошем смысле дух соревновательности и соперничества между школами за успех каждого ученика в учебной и внеучебной деятельности, спорте, творчестве, развитии познавательных интересов, проектной и исследовательской работе. Ольга СУСАКОВА, начальник Северного окружного управления образования
Комментарии