search
main
0

Какой награды достоин учитель года?

Начинается подготовка к следующему Всероссийскому конкурсу «Учитель года России», финал которого пройдет в рамках событий Года педагога и наставника. В том числе обсуждается возможность дополнительного поощрения победителя.

Какой награды кроме Хрустального пеликана достоин учитель года? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

 

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования:

– На последнем заседании оргкомитета конкурса обсуждался этот вопрос, и прозвучало предложение о материальном вознаграждении победителя. Наверное, предложение правильное, учитывая, увы, недостаточно высокие зарплаты педагогов. Но есть здесь и спорные моменты. Во-первых, победа конкурсанта – результат совместной работы всей региональной команды, и здесь следует так или иначе отмечать и наставников. Во-вторых, можно пойти путем нематериального поощрения, а именно присуждения ведомственных наград победителю, лауреатам и призерам конкурса, что значительно повысит статус конкурсантов, а также значимость самого состязания. В 1996-2004 годах существовала хорошая традиция – всем 15 лауреатам конкурса «Учитель года России» присуждалась Премия Президента РФ. Быть может, стоит рассмотреть возможность именно такого дополнительного поощрения. В том числе и для победителей иных конкурсов профессионального мастерства. Таких как «Воспитатель года России», «Директор года» и других. Решение этого вопроса требует обдуманности и согласованности.

 

Михаил КЛОЧИХИН, директор школы №1164 г. Москвы, член Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ:

– Убежден, что поддержка финалистов и победителя главного профессионального конкурса страны должна быть комплексной. Участникам финала при соответствии другим критериям можно было бы присуждать высшую квалификационную категорию, а пятерку призеров награждать ведомственным нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».

Важно заложить и финансовую поддержку, например, «пятнашке» – по 100 тысяч рублей, призерам – по 500 тысяч рублей, а победителю – 1 млн рублей.

Имеют значение и призы от партнеров. Так, например, «Аэрофлот» мог бы присвоить победителю элитный статус в своей бонусной программе, чтобы он мог весь последующий год перемещаться по регионам страны с большим комфортом. Какие-то контракты финалистам конкурса в рамках проекта «Лига лекторов» могло бы предложить и общество «Знание».

Конечно, все это не исчерпывающий список – важно его год от года расширять.

 

Петр ГОЛОВИН, народный учитель СССР, кандидат педагогических наук, почетный профессор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова, учитель физики Ишеевского многопрофильного лицея, Ульяновская область:

– Я всегда говорил, что считаю победителями всех «пеликанов», а не только обладателя Большого хрустального. Имея опыт работы в Большом жюри конкурса начиная с 2010 года, совершенно официально заявляю: любой (или почти любой) в каждой пятерке, на моей памяти, вполне бы мог быть абсолютным. Просто так случилось, что главная награда досталась лишь одному, такова жизнь и таковы правила.

Что же до вознаграждения, то, насколько мне известно, продвижение успешного конкурсанта (начиная с муниципальных состязаний) местными властями поощряется достаточно щедро, хотя и не везде, к сожалению. Однако если не зацикливаться на материальном аспекте, то сам факт вхождения педагога в число победителей и обладателей Больших и Малых пеликанов уже счастье и большая удача для любого конкурсанта. Ведь это открывает перед ним широчайшие возможности общения с передовой практикой регионов России и перспективы профессионального роста. Любой творческий учитель, я уверен, может об этом только мечтать.

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования:

– Естественно, что награды должны отвечать тематике и тональности Года педагога и наставника. Победителю конкурса должен быть предоставлен расширенный бонус, связанный с возможностью максимально представить свой педагогический опыт, а главное – полноценно выступить в роли наставника.

Видится это в трех основных направлениях.

Первое: возможно, создание на базе образовательной организации победителя центра стажировок, где он мог бы на систематической основе делиться методическими наработками и находками в своей педагогической деятельности.

Второе: мощная пропаганда опыта учителей года через различные информационные ресурсы.

Третье: возможность прохождения бесплатной стажировки для самого учителя.

Все это предполагает, что учитель года-2023 получит годичный отпуск для осуществления всей этой многогранной деятельности с сохранением зарплаты.

Впрочем, не стоит забывать и о материальном вознаграждении. Раньше, хочу отметить, учителя года возвращались с конкурса с десятком коробок с призами, которые им дарили различные образовательные фирмы. А москвичи – победители городского конкурса получали машину, которую щедрые руководители образования сами выкатывали на сцену! Хорошая была традиция!

 

Марина ЕНЖЕВСКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета:

– Хрустальный пеликан, символизирующий милосердие и самопожертвование, безусловно, достойная награда для лучших в учительской профессии. Долгие годы величественная статуэтка будет вызывать трепет участника и напоминать, каким тернистым, но интересным был его путь к победе. Это моральная сторона награды.

Но если говорить о дополнительном поощрении, то позволю себе высказать мнение, что оно может быть материальным. Могу себе представить, какие новые возможности предоставит прогрессивному ищущему учителю, например, качественный компьютер нового поколения. Думаю, это станет заслуженной и целесообразной наградой за победу в конкурсе «Учитель года России».

 

Анна БАБЕНКО, учитель начальных классов лицея №4 Россоши, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2022, Воронежская область:

– Я как человек, который любит путешествия, когда узнала, что победителя 2022 года Дмитрия Лутовинова наградили поездкой на ледоколе, была за него очень рада и счастлива! Потому что, как мне кажется, вряд ли кто-то из 88 участников конкурса еще окажется на этом ледоколе, и что у кого-то вообще в жизни появится такая возможность. Думаю, что вот таким может быть подарок для победителя в следующем году – необыкновенным! Поездки дают возможность открыть для себя что-то новое, замечательно, если это будет кругосветное путешествие. Это ведь действительно невероятное событие, которое запомнится на всю жизнь! Деньги потратятся. Квартира, конечно, хорошо, но в сравнении с суперпутешествием даже такой подарок кажется более обычным.

 

Наталья УСОВА, учитель года Карелии-2022, преподаватель русского языка и литературы лицея №1, Петрозаводск:

– Конкурс профессионального мастерства – это, безусловно, соревнование. Но финал конкурса «Учитель года России» – этап особенный, ибо уже лучшие учителя регионов представляют свой опыт, инновационные практики и успешные проекты. Быть первым среди лучших – победа. Пеликан не только символ этой победы, это символ конкурсного движения, нашей профессии, метафора нашей особенной миссии. Поэтому если главный приз должен остаться неприкосновенным, то возможным и правильным мне кажется увеличение количества спецноминаций от учредителей и партнеров конкурса. Именно они помогут увидеть талантливого и разностороннего учителя. В новом году конкурс должен подчеркнуть уникальность каждого финалиста.

 

Елена МИНАЕВА, директор школы №82 Новосибирска, абсолютный победитель конкурса «Успешная школа»-2021, лауреат конкурса «Директор года»-2021:

– Учитель – это человек, который учится на протяжении всей жизни. Хорошим поощрением могло бы стать какое-нибудь обучение, например, по программе Сколково или Высшей школы экономики. А еще учителя мало отдыхают. Можно было бы рассмотреть вопрос о туристической поездке. Новое оборудование в кабинет учителя-победителя тоже пришлось бы очень кстати.

 

Елена С., учитель, Великий Новгород:

– Я внимательно слежу за новостями конкурса «Учитель года». В федеральные и местные СМИ ежегодно попадает информация о том, какую награду после конкурса получил представитель того или иного региона. И разница очень велика. В дотационных областях местные власти могут наградить победителя премией в 20 тысяч рублей, из которой еще вычтут подоходный налог. А в одной из южных республик, по информации СМИ, победительнице подарили трехкомнатную квартиру. Я уверена, что педагоги – участники конкурса не обижаются на эту разницу, потому что для них главное – любимая работа и возможность поделиться своими методиками с коллегами. Им важнее признание. Поэтому наградой является, на мой взгляд, цикл замечательных интервью журналистов «УГ» с финалистами конкурса. Я бы пожелала добавить к этому телепрограммы, где финалисты делились бы своими наработками. А вот практика, когда победитель конкурса на один год становится советником министра образования своего региона, кажется мне не совсем правильной. Считаю, не нужно отвлекать учителя. А советниками на год эффективнее назначать директоров школ, победителей всероссийских конкурсов. Они могут дать министру действительно ценные советы.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте