Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов издал 9 января 2014 года приказ №1, который посвящен ЕГЭ и приему в вузы по его результатам. В этом приказе определено, что сохранены как обязательные два предмета, которые были и раньше, математика и русский язык, а вузы могут добавить предметы по своему усмотрению для проверки базовых знаний абитуриентов. В связи с тем что появились различные трактовки положений приказа, ясность внесли заместитель министра образования и науки РФ Климов и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
– Сейчас обсуждается необходимость установления предельных сроков, после которых уже не будут меняться никакие перечни вступительных испытаний либо правила приема. Министерство образования и науки РФ нынче создает рабочую группу, приглашает туда ведущих ректоров, представителей Государственной Думы, Совета Федерации, представителей студенческих организаций. Эта рабочая группа к 1 сентября должна сформировать всю соответствующую нормативную базу, я думаю, что в следующем году у нас не будет возникать никаких проблем. С другой стороны, хотел бы обратить внимание, что Министерство образования и науки еще 23 января 2013 года, больше года назад, опубликовало для общественного обсуждения проект приказа №1. В течение года не поступило ни одного письма ни от одного высшего учебного заведения, ни от одного гражданина Российской Федерации, ни от одной общественной организации, из чего мы сделали вывод о том, что проект приказа одобрен. Если у вузов могли возникнуть какие-то проблемы, замечания, рекомендации, то у них было более чем достаточно времени, для того чтобы их внести. Интересно, что, например, приказ №3 об утверждении порядка приема зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации. Когда его вывесили для общественного обсуждения, было очень много замечаний, предложений от высших учебных заведений, на основании которых мы практически полностью переработали процедуру, в значительной степени вернулись к тому порядку, который был установлен в предыдущем году.Приказ №1 дает возможность высшим учебным заведениям выбрать тот набор вступительных испытаний, который необходим для того, чтобы будущие студенты могли успешно осваивать те программы, которые реализует то или иное учебное заведение. Новые стандарты высшего образования, которые вступают у нас сейчас в полную силу, дают возможность высшим учебным заведениям в рамках программ бакалавриата, специалитета, магистратуры устанавливать достаточно серьезную вариативную часть. На программах бакалавриата и специалитета до 50% учебного времени вуз устанавливает самостоятельно, что дает возможность обеспечить потребности современной экономики, которая востребует выпускников, имеющих разные компетенции. Это означает, что высшее учебное заведение решением ученого совета может установить определенный перечень вступительных испытаний, сейчас мы даем возможность расширить этот перечень до четырех вступительных экзаменов. Очень важно понять эту схему: выпускник сдает на ЕГЭ два обязательных предмета и два по выбору, как это и было. В перечне приложений к приказу №1 четко определено, для каких специальностей и направлений подготовки установлен тот или иной обязательный предмет, то или иное вступительное испытание, которое образовательная организация высшего образования выбирает на основании решения ученого совета. Надо учитывать, что в крупных вузах, где много разных факультетов, которые зачастую готовят специалистов по одним и тем же направлениям, могут быть существенно различающиеся программы, то есть факультет может вводить за счет вариативной компоненты достаточно существенные различия в учебный план. Отдельным распоряжением Правительства РФ установлен перечень пяти высших учебных заведений, которым дана возможность плюс к результатам ЕГЭ проводить дополнительные устные или письменные испытания. Перечень этих вузов есть на сайте Минобрнауки. Что касается поступления по олимпиадам, которые проводит Российский союз ректоров, то поступающий вне зависимости от того, стал он победителем или призером такой олимпиады, должен иметь не менее 65 баллов по ЕГЭ. Такое ограничение было поддержано Российским союзом ректоров, который организует и проводит эти олимпиады. Для льготников, в том числе детей-сирот, в этом году при поступлении установлена квота 10%, мы считаем, что ее будет достаточно, для того чтобы все граждане соответствующих категорий смогли получить высшее образование. Если количество граждан, которые поступают в соответствии с этой квотой, будет больше, чем количество выделенных мест, то будет проводиться конкурс. У кого лучше образовательный результат в школе, тот и поступит. В Законе «Об образовании в РФ» прописан достаточно широкий перечень категорий граждан, которые имеют право бесплатно обучаться на подготовительных отделениях, чтобы, получив соответствующий уровень знаний, сдав ЕГЭ, поступить на общих основаниях в высшее учебное заведение. Граждане льготных категорий бесплатно обучаются на подготовительных отделениях. Для поступления в вузы тех, кто отслужил срочную службу в армии, тоже есть подготовительные отделения. То есть нужно лучше готовиться к поступлению и потом успешно учиться. Сейчас идет эксперимент для молодых мам. Молодым женщинам до 23 лет, которые имеют детей, мы дали возможность бесплатно готовиться к сдаче единого государственного экзамена, в настоящее время свыше 1200 молодых мам в 50 субъектах Российской Федерации готовятся к сдаче единого государственного экзамена. Со следующего года будут введены в правила приема и учитываться два фактора. Первый – то, как обучался ученик в школе, то есть средний балл аттестата, что важно для того, чтобы человек был достаточно хорошо подготовлен не только по тем предметам, по которым он должен сдавать ЕГЭ, а вообще по всему курсу школы. Второй – учет таких индивидуальных достижений, как портфолио, ведь учащиеся школ участвуют в творческих конкурсах, в спортивных соревнованиях. Портфолио даст абитуриенту дополнительные баллы, которые будут учитываться при зачислении в вуз.Приказ №1 дает возможность всем высшим учебным заведениям по всем направлениям сохранить тот набор вступительных испытаний, который был в прошлом году. Мы направили письмо во все высшие учебные заведения, до конца февраля все вузы должны были окончательно определиться с перечнем вступительных испытаний. Мы настоятельно рекомендовали вузам в этом году не менять перечень вступительных испытаний.Те вузы, которые уже установили иной перечень, могут вернуться к перечню прошлого года.Рособрнадзор сейчас очень активно занимается как единым государственным экзаменом, так и контролем соответствующих правил приема, которые публикуют на своих сайтах высшие учебные заведения, вместе с Рособрнадзором мы будем пресекать все злоупотребления, отклонения, нарушения. Если абитуриенты видят и считают, что их права нарушены, им нужно обращаться напрямую в Рособрнадзор, в Министерство образования и науки РФ. Ни одно обращение не будет оставлено без внимания. – История, когда именно в феврале происходит выбор перечня экзаменов при поступлении в вуз, существует достаточно давно. Просто обычно такие корректировки были по двум, трем, четырем направлениям подготовки, то есть незначительные. Но вообще в традициях еще с советского времени все равно в феврале эти корректировки происходят де-юре, всегда февраль был таким Юрьевым днем, когда устанавливался перечень. Сначала правила приема объявляют, потом ребята должны выбрать, что они хотят сдавать на ЕГЭ. Всегда перечни экзаменов менялись за 3 месяца до приемной кампании, нет никакой новации в том, что министерство сделало в этом году. Наверное, в будущем правильно это сделать с сентября. При выпуске из школы для ребят русский язык и математика как были обязательными, так в этом году и остались.В этом году на сайте Федерального института педагогических измерений выставлены банки заданий по всем предметам, поэтому стало проще сориентироваться, подготовиться к экзаменам. Там есть и демоверсия, то есть уже зашитые задания и задания, не зашитые в контрольно-измерительный материал, и перечень разных задач, которые каким-то образом переконфигурируются и будут потом уже зашиты в непосредственные контрольно-измерительные материалы. Мы и своим абитуриентам, и всем другим советуем как можно больше сдавать на ЕГЭ экзаменов по выбору, потому что это абсолютно ничему не мешает, но дает возможность человеку разослать свои документы в разные вузы. У меня дочь поступала в прошлом году, разослала документы в разные вузы, а потом выбрала самый сильный для поступления. Конечно, у нашего педагогического вуза возникает проблема выбора третьего экзамена, ведь мы готовим учителей географии, биологии, русского языка, математики, литературы. В приложении к приказу №1 в колонке, где представлены экзамены по выбору, было шесть предметов: математика, физика, химия, литература, история, информатика.Например, для учителя химии никаких проблем нет: он сдает русский язык, обществознание и химию. Возникал вопрос: что должны сдавать биологи с географами? Получалось, что учитель биологии не должен был сдавать биологию. Но оказалось, что была допущена техническая ошибка, теперь она устранена, две пропавшие страницы из приказа восстановлены, все эти проблемы ушли. То, что вуз выбирает вступительный экзамен, очень прогрессивная идея, так как есть разная специфика программ, которую нужно учитывать, чтобы развивать эти программы. Принято очень важное решение, медийно не замеченное, но имеющее для нас колоссальное значение, – специалисты пятилетней вузовской подготовки могут бесплатно поступать на бюджетные места в магистратуру. Это очень здорово, потому что многие люди, испытывающие недостаток той или иной квалификации, могут пойти в магистратуру и переквалифицироваться за бюджетные деньги.Конечно, я призываю выпускников школ поступать в педвуз, ведь само педагогическое образование меняется по своему предназначению. Мы говорим, что педагогическое образование не только для детсадов и школ, что педагогическое образование для социальной сферы. Это сейчас крайне важный момент, потому что везде, где требуется общение «человек – человек», где нужны специалисты, умеющие разговаривать, объяснять, доказывать какие-то вещи, начинают быть востребованы люди с педагогическим образованием. У нас поступают заявки на практику и последующую работу в банки, в ГИБДД, в Росалкогольрегулирование, в префектуры, в общем, во все те места, где нужно людям что-то объяснять. Это вызов для нас, поэтому мы сейчас думаем, как в большей степени на эту потребность отвечать. Тем, кто поступит на программы педобразования, будет очень интересно учиться.У нас существенно вырос уровень баллов ЕГЭ абитуриентов, наверное, люди чувствуют, что педагог – это универсальная специальность, которая учит людей говорить, объяснять, понимать, которая важна. Отдел довузовской подготовки МГПУ приглашает учащихся 10-х и 11-х классов на курсы по подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и вступительных испытаний.Подготовительные курсы к внутренним вступительным испытаниямДля подготовки абитуриентов к сдаче внутренних вступительных испытаний, проводимых самостоятельно МГПУ, объявляется набор в группы по предметам: русский язык, математика, история, обществознание. По каждому предмету курс рассчитан на срок 7 недель, по 4 академических часа в неделю. Срок обучения – с середины мая по июль 2014 года. Бонус для слушателей подготовительных курсовС 2013 года у старшеклассников московских школ появилась уникальная возможность посещения ЛЮБЫХ интересующих их лекций университета в качестве свободного слушателя. Это позволит им лучше ознакомиться с учебным процессом в университете, прочувствовать изнутри студенческую жизнь, а главное – удостовериться в правильном выборе будущей профессии! Важно не упустить свой шанс!Контакты и график работы отделаВсю необходимую информацию о подготовительных курсах можно узнать по телефонам отдела довузовской подготовки: 8 (499) 181-41-15, 8-926-334-67-37.Запись на подготовительные курсы проводится по адресу: Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 2, 1-й этаж, каб. 208.Время работы:понедельник – четверг с 10.00 до 18.00, пятница – с 10.00 до 16.45. По субботам прием ведется с 10.00 до 14.00 строго по предварительной записи.
Комментарии