Ответ на этот вопрос искали на традиционном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Ефим ПИВОВАР, ректор Российского государственного гуманитарного университета: – Что такое плохие диссертации, которые связывают с плагиатом? Я бы вообще поставил вопрос шире: дело не только в диссертациях, но и в самом процессе образования в средней и в высшей школе. В условиях информационной революции, когда молодое поколение гораздо больше вовлечено в информационные ресурсы, чем даже те старшие поколения, которые должны контролировать, это особенно важно. Я давно говорю, что нам нужно готовить кадры гуманитарного интернетоведения, но, к сожалению, мы пока так и не стали этого делать, а колокол уже звонит. Когда написаны на асфальте или висят в метро объявления о том, что можно заказать рефераты, дипломы, диссертации, никто не боится наказания, если бы наказывали, мне кажется, такие объявления вряд ли бы кто-то повесил. Хотя я уже не знаю, ничему не удивляюсь. Вот. А эти висят спокойно. Мы пытались, кстати, бороться своими силами: сначала замазывали на асфальте эти объявления от «Новослободской» до «Менделеевки», пытались найти телефоны, но никакой поддержки или хотя бы какой-то реакции на наши действия ни у кого мы не получали. Это говорит о том, что общество совершенно к этому равнодушно, не понимает, что это то же самое воровство, а правоохранительные органы к этому как-то относятся, как будто это не воровство и не то же самое, что форточники, хотя объявления дают люди, которые крадут чужое. Конечно, тут необходима и работа нашего образовательного сообщества, должны быть такие темы, которые нельзя за деньги сделать. Если у вас тема диссертации или диплома «Армянская диаспора в Аргентине в 1920-е годы», то людей, которые это могут написать, немного. Но если у вас тема «Научно-технический прогресс вчера, сегодня, завтра», то, конечно, таких работ может быть сто. Наши молодые талантливые пытливые школьники могут из пяти диссертаций и еще каких-то документов сделать себе реферат, который примут в школе, если не будет работать система «Антиплагиат». Сейчас мы, например, уже ввели эту систему, проверки и дипломных, и курсовых работ, все диссертации, которые выходят из РГГУ или на которые мы даем внешние отзывы, мы проверяем, потому что не хотим терять репутацию. Дело в том, что тут важна не только система «Антиплагиат», которая не очень совершенна и может, как любая машинная технология, все довести до абсурда. Система должна сочетаться и с содержательной стороной. Мы зациклились на диссертациях, а на самом деле это проблема гораздо более серьезная, это звонок по поводу качества образовательного процесса. Надо создавать общественную нетерпимость к некачественному образованию, к фальсифицированным диссертациям, работать в правовом поле. Раньше ВАК была гораздо более серьезной, ответственной и независимой, занимала помещение нынешнего Арбитражного суда. Это была серьезная организация, она входила как структура в Совет министров. Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109:- У нас в стране докторских уже больше, чем кондитерских. Сегодня в визитной карточке какого-то чиновника или депутата звание доктора наука – это, наверное, титул типа герцога, а кандидат наук – виконта. То есть иметь научную степень для них престижно.Как доктору наук мне приходится оппонировать на защите диссертаций, иногда я вижу в них по 15-20 страниц, списанных из моих книг без кавычек, что меня просто веселит. Но списывание у нас начинается очень рано, еще в школе. Почему-то считается, что наша общинная модель добрая, что у нас братская взаимопомощь и взаимовыручка, в отличие от западных моделей, где каждый за себя. Я, правда, всегда про эту тему говорю так: представьте себе, тот врач, который получил халтурный диплом, по сути дела, тот же убийца. Кстати, в негосударственном институте Теодора Шанина за списывание увольняют сразу. Несколько лет назад я столкнулся с потрясающим явлением: шестиклассники давали одноклассникам списывать, но за деньги, такой у нас рынок. Сегодня скачивание из Интернета рефератов – любимая национальная забава наших школьников, с этим очень просто бороться, давать тему, которую нельзя списать, общаться с ребенком. Это, конечно, требует больших усилий от учителей, но другого выхода я не вижу, потому что на самом деле списывание – это интеллектуальное воровство, которого мы почему-то не стыдимся. Однако мы знаем, что успешного министра иностранных дел Германии отправили в отставку только потому, что в его давнишней диссертации нашли плагиат, и это удар по его репутации. С фальшивыми диссертациями нужно бороться, расчищать эту авгиеву конюшню. Я глубоко убежден, что уголовными преследованиями эта проблема не решается. Мне кажется, ВАК сейчас должна вывешивать фамилии научных руководителей – это будет тоже удар по их репутации. Я дорожу своей репутацией, если диссертация плохая, халтурная, я имею право отказаться быть оппонентом на ее защите. Но если кто-то, условно говоря, за деньги решил это сделать, значит, его надо пригвоздить к позорному столбу: печатать фамилии оппонентов, которые поставили свою подпись, докторов наук, публиковать информацию в научном сообществе.Пусть каждый занимается своим делом: правоохранительные органы, ректоры, директора школ, каждый в своих рамках должен делать то, что он может, понятно, что сразу эту гидру не побороть, но стремиться к этому надо.
Комментарии