Недавно на свое обращение в Министерство просвещения я получил ответ, что «авторские предложения не относятся к компетенции Министерства просвещения, т. к. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. №466 министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере образования». Я думал, что министерство не только руководит, но и генерирует идеи о совершенствовании образования. А оно лишь регулирует. Очень жаль.
Давным-давно я был членом УМС (учебно-методического совета) Минпроса РСФСР. Мы рассматривали предложения учителей по совершенствованию методических пособий и разделов программ. Министерство за полезные предложения и конструкции выдавало премии, удостоверения на рацпредложения и внедряло их. Об этом сообщалось в педагогических журналах. Вот почему учителя были активны, поток интересных предложений шел со всех концов страны. Я убежден, что активность учителей не иссякла, нужны толчок и открытая дверь… Хочу сделать почин и предлагаю концепцию возрастного подхода к среднему образованию. Цель концепции – своевременно готовить подрастающее поколение к самостоятельной трудовой жизни, воспитывать психологически активных людей. Нынешняя концепция школы игнорирует возрастные требования подросткового возраста. А они заключаются в желании подростков изменить свое положение ребенка на переход к самостоятельности. Чем отличается статус одиннадцатилетнего шестиклассника от статуса семнадцатилетнего одиннадцатиклассника? Ничем! В 8‑м и 9‑м классах подростки не видят перспективы. Они нетерпеливы, им скучно просто учиться, им нужна близкая цель. Отсюда проблемы. Человек развивается по законам природы. С наступлением половой зрелости в 15 лет молодые люди перестают быть детьми. Они чувствуют себя взрослыми, хотят самостоятельности. А самостоятельным может быть человек, владеющий профессией, дающей заработок. Значит, наступил момент, когда подростки должны выбрать свой путь. Переход на статус студента, изучающего профессию, повышает интерес к учебе. Подросток видит цель. Задача среднего образования – дать подросткам необходимый минимум современных знаний и возможность получить профессию в 17‑18 лет.Обучение в школе до 18‑19 лет – концепция элитарной школы. Такая школа была даже на заре цивилизации. Дети правителей и высших чиновников готовились там к управлению государством и подданными. Существует она и сейчас во всех странах мира. Детям владельцев заводов, газет, пароходов и газопроводов не надо думать о заработке. У них ясная перспектива – университет или военная академия. Подавляющее большинство граждан нашей страны живут на ежемесячный заработок. Поэтому юноши и девушки в 18 лет должны иметь профессию, чтобы зарабатывать на жизнь и не быть иждивенцами. Нынешние выпускники школ, даже с блестящими знаниями, ущербны, так как в школьном расписании нет важного предмета – как делать нужные людям вещи. Ненормально, когда 18‑летний юноша никогда по-настоящему не работал даже ручными инструментами. Профессия – главный предмет, который должны освоить молодые люди.Среднее обязательное образование должно быть трехступенчатым: начальная школа, вторая ступень – 5‑9‑е классы, третья ступень – колледжи, профессиональные и профильные по склонностям и способностям учащихся.Базовая школа станет девятилетней. Дальнейшее обучение – в профессиональных колледжах или в колледжах по профилям: физико-математический, химико-биологический и гуманитарный. Поступление в колледжи – по экзаменам. Оканчивая 9‑й класс, юноши и девушки заранее будут готовиться к выбору своего дальнейшего пути. Осознание своей взрослости должно быть связано с выбором профессии или области будущей деятельности. Во втором полугодии в 9‑м классе раз в две недели надо проводить лекции и экскурсии профориентационной направленности, чтобы помочь подросткам сделать правильный выбор.Стране нужны садоводы и овощеводы, мебельщики и специалисты по обработке металлов, мастера по холодильным установкам и телевизорам, повара и провизоры. Всех профессий не перечесть. За 2‑3 года молодые люди освоят выбранную профессию и по окончании учебного заведения смогут зарабатывать на жизнь. Наряду с освоением профессий юноши и девушки продолжат изучать гуманитарные и научные дисциплины. Юноши до армии успеют год поработать по специальности. Кто захочет продолжить обучение в вузе, должен будет окончить подготовительные вечерние курсы при колледже или при вузе. Поступившие в теоретические колледжи будут не учиться, а изучать дисциплины! Они, как и учащиеся профучилищ, будут студентами! Известно, что студенты более ответственно относятся к учебе. Детство закончится с окончанием 9‑го класса. А сейчас школа искусственно продлевает детство взрослым парням и девицам. Иван Сергеевич Мельников, старый учитель труда, не раз говорил мне древнюю мудрость: «Кто не учит сына ремеслу, тот готовит его к грабежу!» Много интересных вещей говорил Иван Сергеевич. Однажды в начале ХХ века он с товарищем пришел в Ясную Поляну к Льву Толстому. В беседе Толстой сравнил людей с колесами в механизме: одни ведут, а другие ведомые. Есть и такие, что между ними, – паразитные. Мудро! Крестьяне зерно и овощи выращивают, торговцы продают, а между ними посредники… После лихих девяностых слишком много развелось посредников. Молодые люди без профессии часто попадают в сети «посредников». Вот почему после 9‑го класса молодежь должна осваивать ремесло! Студенты теоретических колледжей также. Биологи и химики – например, профессии секретаря и помощника зубного или глазного врача, провизора, лаборанта. Гуманитарии – помощника адвоката, секретаря суда, психолога, воспитателя детского сада. Студенты физико-математического направления имеют море профессий на выбор – от электрика до мастера по электронным приборам. На изучение профессии придется выделить 20% учебного времени. Надо подумать, как материально помочь подросткам окончить колледжи. На учебно-производственной базе колледжей можно организовать простое производство по вечерам. Даже не очень рентабельное производство поддержит подростков материально, займет полезным делом и спасет от многих проблем. Спецучреждения и лечение наркоманов стоят намного дороже.Несколько слов о предмете «Технология», который введен вместо трудового обучения. Практических занятий по обработке дерева и металла он не дает. Так как нет мастерских с рабочими местами для каждого ученика. Вместо этого по картинкам изучаются инструменты и станки, теоретически разрабатывается технология изготовления вещи. Из-за этого предмета выросло целое поколение «теоретиков труда».Необходимо вернуть трудовое обучение вместо технологии, так как оно имеет огромное значение в системе профессиональной подготовки. От него легко перейти к освоению любой специальности. Сейчас на технологию с 1‑го по 9‑й класс отводится 1 час в неделю. За один час с недельным перерывом ничему научить нельзя. В младших классах дети за неделю все забудут. Тут стоит вспомнить дидактический принцип непрерывности обучения. В неделю нужно минимум 2 урока труда. Раньше так и было. Учителя обычно связывали их с уроками рисования. Уроки труда и рисования много давали детям в плане эмоционального, интеллектуального и трудового развития. Были своеобразным отдыхом между уроками математики и русского языка. Дети участвовали в выборе цветового оформления своих поделок, придумывали композиции и формы объектов труда.Начиная с 5‑го класса мальчики изучали обработку дерева и металла, а девочки – шитье, приготовление пищи, ведение домашнего хозяйства. Окончив 8‑й класс, девочки умели кроить и шить одежду, готовить все блюда для взрослых и детей. Мальчишки владели ручными инструментами по обработке дерева и металла, умели работать на станках. Подростки любили уроки труда. Каждый раз, сделав простую деталь, а тем более настоящий инструмент, они испытывали радость победы. Это укрепляло их веру в свои силы. Им нравились рабочие профессии. Они были готовы их изучать и охотно шли работать на производство. Необходимо восстановить трудовое обучение. В непрерывности трудового и профессионального обучения большой потенциал для индивидуального предпринимательства и создания малых предприятий. Для молодых людей знания и профессия – это точка опоры, опираясь на которую они будут строить свою жизнь и совершенствовать мир.
Страна реформируется. Школа должна идти в ногу со временем. А вы как думаете, читатель?
Владимир СЕМЕНИХИН, бывший преподаватель МПГУ
Комментарии