search
main
0

Какого врага мы победили? Семинар “Узловые проблемы Великой Отечественной войны”

Общий план:
1. Трагедия первых месяцев войны.
2. Главные сражения Великой Отечественной войны.
3. Управление страной в годы войны.
4. Социально-экономическое развитие в годы войны.
5. Цена победы.

Задачи семинара:
Обучающая – с помощью творческих заданий затронуть основной круг проблем, понятий и исторических событий, связанных с историей Великой Отечественной войны.
Развивающая – проверить организационные, практические, интеллектуальные умения и навыки на основе возможностей, которые предоставляет форма проблемного семинара.
Воспитывающая – показать ученикам, как в трагичное время Великой Отечественной войны раскрылись лучшие качества нашего народа: героизм, самопожертвование, трудолюбие, терпение, взаимопомощь, любовь к Родине и идеалам.

Организация семинара.
1. Время – 2 урока по 40 минут.
2. Класс делится на четыре группы, в группах выбирается лидер. Парты расставлены так, чтобы была возможна работа по группам.
3. В ходе семинара учитель организует учебный процесс в целом, ставя перед классом творческие задачи – фронтальные, групповые, индивидуальные. В группах творческую работу направляет лидер.
4. Учитель по итогам оценивает работу группы в целом и лидера. Лидер оценивает работу членов группы.

Оборудование:
– карта;
– плакаты военных лет;
– фрагменты видеофильмов;
– слайды “Главные сражения Великой Отечественной войны”;
– аудиокассеты “Песни военных лет”;
– раздаточный материал;
– ТСО (телевизор, видеомагнитофон, магнитола, экран, проектор).

Трагедия первых месяцев войны.
Видеофрагмент “Начало войны. 22 июня 1941 г.”
Фронтальная работа с классом
Масштабы трагедии
Вопросы:
А) В какой степени был реализован план “Барбаросса”?
Б) Потери личного состава РККА.
В) Потери в области техники.
Г) Потери в области промышленного потенциала.

Работа с группами
Причина трагедии первых месяцев войны (комментарий видеофрагмента)
Вопросы:
А) Просчеты стратегии. Видеофрагмент “Война моторов”.
Б) Масштабы репрессий против РККА. Видеофрагмент “Репрессии против военных”.
В) Ошибка в определении сроков агрессии. Видеофрагмент “Разведчики предупреждали…”
Г) Просчеты в области технической политики. Документ “Тактико-техническая характеристика военной техники”.

Главные сражения Великой Отечественной войны
Организация работы:
1. Каждой группе дается карта-схема одного сражения ВОВ. На схеме нет названия ключевого населенного пункта, названий фронтов, хронологии.
2. Учитель показывает семь слайдов со схемами сражений ВОВ.
3. Каждая группа должна определить, какому из сражений соответствует их схема.
4. Затем группа дает краткую письменную характеристику этому сражению по плану:
А. Дата и название.
Б. Фронты и их командующие.
В. Значение сражения.

Управление страной в годы войны
Фронтальная работа (комментарий видеофрагментов и документов)
А) Вопрос: к какой линии внутренней политики относятся эти события? Дайте оценку действиям Сталина. Видеофрагмент “Речи И.В.Сталина 3 июня и 7 ноября 1941 г.”.
Б) Вопрос: Почему Сталин обратился к русским патриотическим ценностям? Документы: ордена и медали времен войны, погоны образца 1943 г.
В) Вопрос: В чем заключалась трагедия советских военнопленных? Видеофрагмент “Приказ N 270”.
Г) Вопрос: Оправданна ли жестокость данного приказа? Видеофрагмент “Приказ N 227”.
Д) Вопросы: В чем же источник массового героизма советских солдат? Страх или любовь к Отечеству? Видеофрагмент “Дневник генерала Гальдера”.
Индивидуальная работа
Выбранный группой эксперт анализирует приказ N 227 по предложенной схеме.

Социально-экономическое развитие в годы войны
Общество в годы войны.
Фронтальная работа (комментарий видеофрагментов).
Организация работы:
1. Каждая группа должна посмотреть неозвученный фрагмент видеофильма и определить, к какому событию он относится.
2. Прокомментировать данный фрагмент.
А. Видеофрагмент “Блокада Ленинграда”.
Б. Видеофрагмент “Восточная политика Гитлера”.
В. Видеофрагмент “Партизаны”.
Г. Видеофрагмент “Эвакуация”.
Экономика в годы войны
Индивидуальная работа.
Организация работы:
1. Каждая группа получает документ (статистическую таблицу).
2. Выделяет эксперта, который письменно анализирует данный документ.

Цена победы.
Фронтальная работа (комментарий видеофрагмента и документов).
А) Вопрос: Какого противника мы победили? Видеофрагмент “Концлагеря Польши…”
Б) Вопрос: Почему сегодня фальсифицируются плоды нашей Победы? Документ “Численность германских войск на фронтах второй мировой”.
В) Вопрос: Какова цена Победы для нашего народа? Ощущается ли она сегодня? Документы: 1) Потери РККА. 2) Потери народного хозяйства.
Г) Вопрос: Достойно ли награждены победители? Документ: “Награжденные герои”.
Окончание семинара
Видеофрагмент “Штурм рейхстага”
Песня М.Ножкина.
Иван ФЕДОРОВ,
учитель истории средней школы N 8
Дмитров,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте