Инициатива Министерства культуры и Министерства образования и науки РФ ввести в школе факультативный курс по истории кино и предложение 100 фильмов для просмотра и обсуждения на кинофакультативах вызвали дискуссию в педагогическом сообществе и сообществе деятелей культуры.
Владимир МЕДИНСКИЙ, министр культуры РФ:Я очень люблю кино и сейчас стараюсь не пропускать в силу работы и в силу личного интереса киноновинки, в первую очередь российские, в свое время я даже собирал исторические фильмы всех времен и народов. Тяжело назвать фильм, который тебя «перепахал», но такие фильмы были.На самом деле кинофакультативы такого рода были и есть в некоторых школах, в московских – точно. Эти занятия пользуются у учеников большой популярностью. Во Франции в большинстве школ это полуобязательный урок. Мы обсуждали с министром культуры Франции вопрос авторских прав, так она удивленно сказала, что у них есть даже специальная законодательная норма, которая предполагает освобождение от любых сборов тех французских фильмов, которые подлежат разбору в процессе преподавания в школах, где этим занимаются многие-многие годы. Тот огромный вес, который французский кинематограф имеет в мире и успешно противостоит голливудскому в своей стране, говорит, что у французов хороший вкус в этом отношении.Наш список 100 фильмов не список лучших фильмов, это не русский «Оскар», это срез кино как важнейшей части современной культуры и, наверное, одного из важнейших искусств. Нам хочется, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство жило и развивалось. Поэтому в списке есть фильмы, которые сам ребенок никогда смотреть не будет, потому что ему нужно объяснять, что в этом фильме было новаторского, что в нем было абсолютно гениального, почему этот наш, отечественный фильм был «Аватаром» своего времени. «Броненосец «Потемкин», «Аэлита», «Андрей Рублев», «Иди и смотри», признанный лучшим фильмом о войне Британской энциклопедией, – очень непростые фильмы, но знать и понимать их, а главное – понимать ту эпоху, мне кажется, школьникам было бы очень полезно.Кинофакультатив не курс для 5-6-х классов, наверное, начинать его надо с какого-то юного возраста, а завершать в старшем школьном возрасте. Естественно, одним будут показаны «Морозко» и «Марья-искусница», а другим – фильм «Мечта» Михаила Ромма 1941 года. Какая будет разбивка, какие фильмы будут предназначены для тех или иных возрастов, решит Министерство образования и науки РФ. Я скажу, что сто процентов этого списка интересны не только с точки зрения искусствоведения и культуры, но и с точки зрения сопряжения с русским языком, литературой, историей. Мне кажется, что в отличие от литературы кинофакультатив как раз интересен тем, что это возможность классу или классам вместе посмотреть кино. Просмотр – вещь эмоциональная, есть разница в просмотре дома по видео и в кинотеатре, во втором случае еще есть возможность обсудить увиденное и получить объяснение этому кино. В этом колоссальный выигрыш потенциально этого курса. Я вспомнил, как мы всем классом когда-то организованно за 25 копеек (столько стоил билет) ходили на фильм «Чучело» и потом специально оставались после уроков, потому что всем было интересно обсудить этот фильм.Идея о создании списка 100 фильмов для школьного факультатива прозвучала несколько месяцев назад на одном из круглых столов в рамках Московского международного кинофестиваля. После этого мы стали действовать следующим образом: сначала идеи собирали в Интернете методом открытого голосования на сайтах популярных электронных ресурсов, всем желающим было предложено назвать три отечественных и три иностранных фильма, которые бы зрители хотели показать своим детям в школе. Затем из этого огромнейшего списка мы выбрали верхнюю часть, по-моему, это было около 300 фильмов, и передали этот список экспертам. Эксперты представляли несколько организаций, которые всю жизнь занимаются киноискусством. Это был не только ВГИК, но и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Российский институт культурологии, Институт истории искусств, Госфильмофонд России, Союз кинематографистов России. По итогам отбора, прошедшего в достаточно напряженных творческих дискуссиях, мы составили проект списка фильмов, который передали в Министерство образования и науки РФ. Это проект 100 отечественных фильмов, который, по мнению экспертов Министерства культуры РФ, целесообразно в рамках факультатива показывать, объяснять, преподавать школьникам. Авторские права на все эти фильмы практически приобретены. Список 100 иностранных фильмов мы пока не рассматривали.Окончательно все решения по технологии, как это будут делать, в каком формате, будет определять Министерство образования и науки РФ, которое эту идею изначально поддержало, которое будет делать с этим списком все то, что посчитает целесообразным.Этот список окончательный в версии Министерства культуры РФ, почему он заканчивается на фильмах 90-х годов прошлого столетия, вопрос не к Министерству культуры РФ, а к огромному количеству тех экспертов, которые приняли такое решение, и к 40 тысячам человек, которые проголосовали за эти фильмы на сайтах. 40 тысяч голосов сформировали настоящий народный список. Почему такой список, а не иной, я могу объяснить только одним – великое видится на расстоянии, возможно, со временем современные фильмы 2000-х годов будут включены в этот список. Почему большинство фильмов в списке советского времени? Я думаю, большая часть эпохи самого молодого искусства кино была охвачена советским киноискусством, поэтому было бы странно, если бы советские фильмы оказались в меньшинстве. Да, в советское время общество было идеологизировано, но для нас эти фильмы вошли в список именно с точки зрения понимания эпохи, понимания людей, с точки зрения той роли, которую они сыграли в отечественном и мировом киноискусстве.100 фильмов – количество весьма символическое, мне кажется, что среди учителей будет еще такой своеобразный моральный конкурс, чтобы вести такой интересный кинофакультатив.Даниил ДОНДУРЕЙ, главный редактор журнала «Искусство кино»:Существует много видов воспитания: нравственное, мировоззренческое, художественное, патриотическое. Нельзя представить, чтобы в 1938 году вся идеологическая машина работала на то, чтобы показать: все правильные произведения создавали в 1901, 1904, 1914 годах, чтобы новое государство с новой экономикой, новым мировоззрением рассказывало о том, что величайшая литература была лишь при императоре Николае II. Однако за последние 20 лет авторы киносписка отобрали только два фильма – «Утомленные солнцем» и «Собачье сердце», то есть все горбачевское и все ельцинское время, все путинское время изъяты. Для того чтобы дети поняли, что было в начале 30-х годов, в послевоенное время, что двигало людьми в начале 60-х, есть прекрасные картины, но для этого все же должна быть подпорка современного времени. Мы, понимая, что происходит в последние 25 лет, какие есть идеалы, в какой стране мы живем, какое у человечества будущее, можем что-то понять о прошлом.С 2006 по 2012 год упала с 29 до 13% доля российских фильмов в кинотеатрах. Из 87% фильмов, которые смотрят молодые, более 80% американские, 5-6% – фильмы остального мира. Мы не задумываемся о том, что в российском прокате американских фильмов до 1987 года было 6-7-8, а сейчас 170, причем больше половины из них очень выгодные.Мы догнали, наконец, американцев по стоимости билетов: в прошлом году билет в кино стоил 236 рублей.На российском ТВ нет современного кино, оно разрешено после 12 ночи, с российского ТВ давно изгнано советское кино. Оно только по праздникам, то самое кино, которым мы гордимся от имени Правительства РФ, ни один топ-менеджер телеканала просто так не пустит. Мы чемпионы мира по телесериалам, люди думают, что кино и телепродукция одно и то же. Кто анализирует контент сериалов, выясняет, кто их герои, почему сериалы ставят в прайм-тайм?В списке 100 фильмов для школьников нет фильмов ни Балабанова, ни Звягинцева, нет фильмов тех режиссеров, которые серьезно говорят о времени. Для того чтобы все культурные коды работали, их нужно поместить в современные контексты. Если они останутся в документах, то не коснутся молодых людей нашей страны.Сергей ЛАЗАРУК, первый секретарь Союза кинематографистов РФ:Союз кинематографистов, конечно, активно участвовал в разработке концепции программы и составлении списка 100 фильмов. Для нас это не разработка неких приоритетов, не отбор списка художественных шедевров, это конкретная работа по составлению конкретного списка, который можно предложить в российских школах для наших школьников. Мы предложили, чтобы в программе были фильмы, которые определили историю, предопределили или осмыслили историю, учитывая, что искусство кино самое молодое, последнее по времени изобретения искусство, которое очень связано с мышлением, созерцанием, поэтому важен диалог между учителем и школьником. Мы не преследовали никаких идеологических моментов, те фильмы, которые были представлены Союзом кинематографистов РФ, были поддержаны рейтинговым голосованием на сайтах, но тем не менее могу как эксперт сказать, что все то возможное и интересное, что было создано за эти годы, достойно школьной программы.Владимир ГРАММАТИКОВ, кинорежиссер:Этот список не нужно рассматривать как историю отечественного кино, так как тут две задачи. Одна – интеграция поколений, что очень важно. У нас мало осталось территорий, где отцы и дети могут быть вместе, о чем-то поговорить и поразмышлять, если не о дне сегодняшнем, то о дне вчерашнем и о дне завтрашнем. Кино дает огромную возможность для этого. Вторая задача – помощь нашим педагогам. К сожалению, средний возраст педагогического состава сегодня очень высок, год назад это был 51 год. Педагоги очень пожилые, и им нужна помощь. Думаю, потом кино окажет помощь и по предметам, к этому все придет, – по литературе, истории, географии. Здесь может быть огромная помощь в экранизации и в наших картинах, потому что школа на сегодняшний день очень в этом нуждается. Конечно, это не будет каноническая форма, все будет меняться. Наш список – это проба, первый шаг. Дальше будут изменения, будет понятно, как кино адаптируется в школе, как оно интегрируется в школе, потому что в первую очередь все это задачи образования, а не кино, хотя кино и важная составляющая образования и воспитания.Юрий ГРЫМОВ, кинорежиссер:Конечно, этот список из 100 фильмов немного смущает. Это такой провгиковский список. С американской иглы кино, которая сегодня случилась в прокате, людей, которые воспитаны на этом кино, так просто снимать нельзя: резко взять ребенка и посадить за черно-белый фильм 1963 года, конечно, тяжеловато, это все надо делать в игровой форме. Когда я занимался интернет-образованием, то убедился, что для детей эта игровая форма самая перспективная и самая правильная форма обучения. Этот список надо назвать «Старые фильмы о главном», но на самом деле о главном должно быть только современное кино. Я бы не стал включать в этот список фильм «Александр Невский», мне кажется, что это мы уже проехали. Я показываю своему ребенку советские фильмы, но это делаю хитро. Сейчас с супругой обсуждали какой-то фильм, специально в присутствии ребенка. Дочь спрашивает: «Что это за фильм?» Мы ей: «Ты не видела этот фильм? Мы тебе как-нибудь покажем». Это, поверьте, работает лучше, чем брать за шкирку и вести к экрану.Когда-то у меня была мечта сделать уроки кино, чтобы изменить ситуацию, чтобы индустрия стояла на ногах, производила кино – много и разного. Нужно возобновление индустрии кино, чтобы мы могли им гордиться, а детей воспитывать не на американском кино, а на русском. Они его полюбят, нужно просто найти язык, ведь они привыкли к другому киноязыку, мыслят по-американски, ведь не секрет, что многие американские компании снимают фильмы а-ля russe. Надо готовить педагогов в пединституте, чтобы они разбирались в киноискусстве. Возраст смотрения центральных телеканалов сегодня 50+. Молодежь ушла с телеканала, она пошла общаться, на таком общении сейчас должно появляться новое кино.Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:Я учился в школе, в которой был кинофакультатив, до сих пор помню, насколько яркими были впечатления от просмотра фильмов, которые нам показывали. Эти фильмы, как правило, в 70-80-е годы не попадали на широкий экран, но это были классические произведения киноискусства. В этом смысле у меня опыт абсолютно позитивный, я помню преподавателя, который вел это кинофакультатив, благодарен ему за это. Я думаю, что мне как раз повезло, что в моей школе были, с одной стороны, педагоги-энтузиасты этого дела, а с другой стороны, администрация школы, которая понимала, насколько это важно, создавала для этого условия. Были фильмы, которые так или иначе на меня повлияли, в каждом возрасте это были разные фильмы, но тем не менее у меня впечатления из моего школьного возраста связаны именно с кино. Я помню сильное впечатление, которое на меня тогда произвели фильмы Андрея Тарковского, когда я их увидел впервые (и «Андрей Рублев», и «Зеркало»), итальянских неореалистов – Висконти, Феллини, Антониони, фильмы венгерского режиссера Иштвана Сабо. Сейчас, к сожалению, редко удается всей семьей что-то смотреть, но мы стараемся посещать кинопремьеры, которые есть, современные фильмы, которые выходят на экраны, мы смотрим. У нас в семье дети разного возраста. Поэтому приходится фильмы подбирать, ориентируясь на возрастные предпочтения, но так, чтобы всем кинопросмотр был одинаково интересен.Почему мы считаем кинопроект «100 фильмов» интересным и важным? Мы понимаем, что любая инновационная образовательная система основана на некоем консенсусном наборе культурных единиц, которые дети должны усвоить и освоить в результате обучения в школе. Так работает любая система образования. Сегодня некоторые из основ нашей образовательной системы стоят перед определенными вызовами. Здесь я бы выделил два обстоятельства. Первое – увеличивается разрыв в культурных основах, с одной стороны, старшего поколения, с другой стороны, детей и молодежи, связанный с тем, что в результате информационной революции резко вырос объем информации, потенциально доступной для подростков, очень часто те культурные образцы, на которых они взрослеют, просто неизвестны учителям, родителям, представителям старшего поколения. Безусловно, существует серьезный риск расхождения набора канонических единиц культур для разных поколений. Второе – очень важно и актуально то, что усиливаются и внешние, и внутренние иммиграционные потоки. Так или иначе наша школа, наше образование в целом должно научиться работать с ситуацией, когда в рамках одной школы или в рамках одного класса учатся дети, принадлежащие к разным культурам. Наше общество и наша образовательная система не первые столкнулись с этим вызовом, мы видим, что развитые, продвинутые системы образования в других странах, у которых это столкновение произошло раньше, на это реагируют. Даже если они традиционно шли по пути децентрализации образования, то сегодня выбирают другой тренд – тренд большей централизации, тренд выработки единых образовательных и культурных стандартов. У нас пока мало опыта – теоретического и практического, опыта практической педагогики, нам нужно этот опыт обретать. Я думаю, что проект «100 отечественных фильмов» – важный этап на этом пути.Мы только начинаем работу с этим списком, безусловно, по каждому фильму нам нужно будет провести экспертное обсуждение, определить наиболее оптимальный и эффективный путь использования этого фильма в учебной и внеучебной работе школьников. Здесь есть разные инструменты, можно использовать часть этих фильмов при изучении соответствующих разделов в курсе истории, в курсе литературы. Например, ясно, что фильм «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна может прекрасно иллюстрировать соответствующие главы учебника по истории, что «Адмирал Нахимов» будет здесь тоже крайне актуален. Я уже не говорю, что фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, конечно, должен изучаться школьниками одновременно с чтением соответствующего романа Льва Толстого. Нам нужно по каждому из этих фильмов определить правильную национальную методологию его использования. Мы это обязательно сделаем, будут разработаны рекомендации по использованию, думаю, естественно, мы это сделаем с коллегами из Министерства культуры РФ, специалистами в области кино из профессионального сообщества, с кинокритиками, с детскими психологами, с педагогами. Сейчас мы только в самом-самом начале этого большого пути, но на самом деле, думаю, к началу следующего учебного года мы уже сможем кое-что предложить.Что касается учителей, то нам надо обратить внимание на проблемы подготовки и переподготовки тех, кому будет интересно вести такой факультатив, принимать участие в таком проекте. Как мне кажется, нам нужно организовать специальные курсы для учителей, это можно сделать во ВГИКе, может быть, в других региональных вузах, связанных с культурой, выявив ту часть учительского сообщества, которая заинтересована в этом. Кстати, это могут быть не обязательно преподаватели истории или литературы, это могут быть учителя по другим предметам, которые захотят вести такой факультатив, которых нужно вооружить современными методиками преподавания, какими-то дополнительными материалами, которые эксперты сочтут важными применительно к данным фильмам. Не думаю, что кинофакультатив удастся реализовать во всех школах в полном объеме, но мы будем помогать школам, оказывать им методическую помощь. Многие школы, особенно продвинутые, смогут сами разобраться, ответить на все вопросы, но в любом случае помощь с нашей стороны в необходимом объеме будет предоставлена. Мне кажется, что тут важны не какие-то образовательные результаты, а чувство сопричастности, когда учителя, ученики и, может быть, родители вместе будут обсуждать фильм после просмотра. Тут очень важно чувство сопереживания, которое у них возникнет, ощущение причастности к культурным ценностям. Все фильмы из предложенного перечня, безусловно, относятся к шедеврам киноискусства. По этому курсу точно не будет никаких экзаменов, зачетов и отчетов. Мы постараемся сделать это курс интересным для детей и учителей. Мне кажется, все основания для этого есть, потому что кино – искусство современное, несмотря на то что имеем дело в основном с классическими произведениями.Нам нужно найти время на такой факультатив, обеспечить школы качественными копиями фильмов, сделать так, чтобы авторские права не нарушались, чтобы все происходило в соответствии с законодательством, сделать все, чтобы школы имели техническое оснащение. Впереди много работы.Даже слово «кинофакультатив» вызовет к нему интерес учеников. Нам нужно наполнить этот интерес, отозваться на него интересным содержанием. В этом мы видим свою задачу. Будет ли детям трудно посмотреть, обсудить, понять тот или иной фильм? Да, но любое образование – преодоление, прежде всего интеллектуальных сложностей, именно в этом и смысл образования. Мне кажется, что работа по кинофакультативу будет проведена прежде всего, чтобы сделать наше образование более интересным, более глубоким и в конечном счете более результативным.Ольга КЕРЗИНА, директор киноколледжа №40 «Московская международная киношкола»:Опубликован список из ста фильмов, рекомендованных министерствами культуры и образования. Это событие вызвало у меня противоречивые чувства.Радость: наконец-то кинематограф официально пропустили в школу!Недоумение: сам по себе список фильмов ничего не дает. Нужно учить понимать кино и языка экрана. Иначе с большинством фильмов дети так и не встретятся по-настоящему, так, чтобы просмотр стал незабываемым и ярким событием в их жизни.Опасение: каким будет содержание этих занятий? Кто и как будет вести занятия, чтобы не отбить у детей любовь к хорошему кино?Ответов на эти вопросы Министерство культуры РФ и Министерство образования и науки РФ не дают (имеют ли они эти ответы?). Поэтому я поделюсь нашими разработками в области кинообразования.В многочисленных дискуссиях и обсуждениях прошедшего события звучала такая позиция: кино дети и так смотрят, зачем же тащить его в школу?Итак, зачем современным школьникам знания о кинематографе?Мы живем в эпоху активного, хотя зачастую скрытого воздействия экрана на сознание человека, поэтому особенно актуальным становится основной тезис постмодернизма: «Кино стало реальностью, реальность стала кинематографом». Вот несколько примеров, подтверждающих этот тезис.Кино стало реальностью, современный человек стал воспринимать созданное и сконструированное на экране событие как событие, происходящее на самом деле. После выхода на экраны фильма Павла Лунгина «Остров» (главный герой – старец Анатолий) в православные монастыри России стали приходить письма на имя отца Анатолия с многочисленными вопросами и просьбами. И наоборот, реальность стала восприниматься как иллюзия, созданная режиссером. Наблюдая на экране телевизора трагические события – перестрелки, драки, катастрофы, современные люди привычно перещелкивают каналы, относясь к этим событиям, как к срежиссированному и сценированному шоу.Это значит, что средняя школа давно перестала быть единственным местом, где формируется мировоззрение подростка. Более того, она окончательно уступила первенство в этой области телевидению и кинематографу. Современный подросток все свои основные представления о мире черпает из того, что видит на многочисленных экранах.Педагогам современной школы придется отвечать на этот вызов, иначе отдельные знания, выстраиваемые и передаваемые ученикам в рамках учебных предметов, будут снесены волной массмедийного цунами, разрушающей сознание молодого поколения.Адекватным ответом на вызов экспансии медиапродукции может стать обучение визуальной грамотности. Такое образование подразумевает иной подход к фильму. Нужно научиться различать и отделять реально происходящие события от иллюзорных событий, воссозданных на экране. Для этого необходимо отнестись к кино, как к тексту. У всякого текста, так же как и у кинотекста, есть автор, который закладывает в свой текст некоторое сообщение, message, и его нужно уметь понять. Особенно важно, что визуальная грамотность позволяет вести диалог зрителя фильма с его автором на уровне их ценностных оснований и представлений о мире. Научившись понимать кинотекст, можно прочесть не только само сообщение, но и мировоззрение автора, которое стоит за тем или иным кинокадром.Таким образом, работа в области визуальной грамотности дает педагогам возможность выйти на проблему мировоззрения современных школьников и способы работать с этой проблемой.Как учить визуальной грамотности?Первое – педагогу нужно самому научиться понимать язык кино, его основные элементы и выразительные средства (ракурс, монтаж, разница планов, композиция кадра, ритм, свет, цвет, звук и так далее).Второе – выбор фильма. С одной стороны, лучше всего показывать и анализировать хорошее кино, фильмы-шедевры, с другой стороны, фильм должен быть актуальным, значимым в контексте современных событий и тем, важных для самого педагога лично и для его учеников.Третье – программа просмотров. Движение от одного фильма к другому определяется не абстрактными списками, а содержанием, которое задает педагог. Это содержание может быть тематическим (например, фильмы про войну, фильмы про ученика и учителя), историческим (фильмы той или иной эпохи). С этой точки зрения выбор каждого следующего фильма может определяться из обсуждения предыдущего.Четвертое – педагогу нужно быть готовым и уметь построить проблемное обсуждение фильма на равных с детьми, ставить открытые, одинаково проблемные и для педагогов, и для школьников вопросы. Современные подростки очень чувствуют свою отделенность, свой разрыв с предыдущим поколением, они не доверяют взрослым. Связано это с усилившейся занятостью взрослых (родители на работе, школьные педагоги включены в дела, непонятные детям). Открытые проблемные обсуждения, в которых участвуют и дети, и взрослые, невероятно способствуют воссозданию этих важнейших связей между поколениями.Я могу отнестись к публикации списка «100 фильмов» как к поводу для серьезной педагогической дискуссии. Реалистичность появления и выживания кинематографа в школе зависит от того, сколько представителей педагогического сообщества уже готовы смотреть и обсуждать фильмы с детьми и сколько готовы этому серьезно учиться.Разработка программ обучения визуальной грамотности была начата педагогами Московской международной киношколы (с 10.08.2012 – киноколледж №40). Вся система образования киношколы и киноколледжа строится на работе с искусством, и в особенности с кинематографом. Кинематограф понимается и осваивается авторами образовательной системы на трех уровнях: как способ понимания, формирования и предъявления мировоззрения автора и зрителя; как способ проникновения и освоения общеобразовательных предметов, базовой грамотности и областей основного образования; как творческое производство и способ освоения современных технологий, профессиональной и организационно-управленческой деятельности.
Комментарии