В конце апреля школьники из Латвии, Азербайджана, Узбекистана, Грузии и различных городов России собрались в московской Ломоносовской школе на IX Международной олимпиаде «Интеллект». Участниками этих соревнований могли стать не только отличники, но и троечники, если они – великие изобретатели интересных интеллектуальных задач.
… – Отключите мобильные телефоны, – просит учительница четвероклашек. Они послушно тянутся к рюкзачкам. В ближайшие полчаса им не отвлечься, у них ответственное задание – первый тур олимпиады.
В классе тихо. Ребята усердно заполняют бланки с заданиями. Две подружки на соседних рядах перемигиваются, чуть слышен их шепоток.
– Ты отыскала в тексте слова, которые относятся к теме «Математика»?
– Ага! Больше десятка.
– Чего же я пропустила? – восклицает подруга и тут же ныряет в тест, перебирая вслух каждое слово.
И в кабинете опять – лишь сопение.
У девятиклассников напротив – шумно, весело.
– Ребята, спокойней! – учительница то и дело взмахивает руками, чтобы сдержать ребячье «гоготанье».
– Что за процесс на картинке? Заболачивание? Подскажите! – постоянно спрашивают озорники педагога – члена жюри, уплетая при этом сладкую сдобу.
Учитель улыбается, поторапливает. Вдруг дребезжит звонок – время вышло.
– Не успели! – охает класс.
– Вы много кушали! – острит учительница.
– Да, сложно было, – говорит Ксения Вильде, ученица 9-го класса Ломоносовской школы. – Ведь главное не столько знания литературы, биологии, географии, сколько внимание, умение применять логику. Это непросто, зато очень интересно.
– Я составляла задания по словарю Даля так, чтобы каждое слово в них «намекало» на ответ. Взгляните! – рассказывает Светлана Янутене, учитель биологии Ломоносовской школы.
Взяв олимпиадные тесты, я начала с одного из заданий: внимательно прочитала текст об объединении разрозненных германских земель, попыталась выявить в нем исторические закономерности и занесла их в таблицу. Признаюсь, не ко всем вопросам в момент подобрались ответы, без подсказки Светланы Александровны не обошлось.
Как заверила меня Наталья Локалова, директор среднего и старшего звена Ломоносовской школы, к таким заданиям нужно приноровиться. Ребята – участники олимпиады занимаются по особой технологии «Интеллект», которую придумал более 20 лет назад доктор педагогических наук, профессор, директор школы Рационального чтения Марат Зиганов для того, чтобы научить ребят быстро справляться с большим объемом информации. К примеру, с одного прочтения усваивать параграф учебника.
– Школьники на материале литературы, математики и других предметов развивают мышление, память, внимание, начиная с начальных классов, – поясняет Наталья Валентиновна.
Мы идем по школьному коридору.
– Ой! – Мимо нас проносится Гарри Поттер, он спешит к участникам интеллектуальных соревнований.
– Пойдемте за ним, – говорит моя спутница. – Вы же хотите увидеть, как появляются новые изобретения?
Пропустить такое было никак нельзя – за 20 минут ребята под руководством педагогов придумали новую спортивную игру, которая развивает внимание, ловкость, мышление. Кстати, на прошлых соревнованиях школьники изобрели автомобильное противоугонное устройство и прибор для определения причин аварии.
– У этой олимпиады несколько целей, – говорит заместитель директора Ломоносовской школы Людмила Иванова. – Выявить наиболее интеллектуально развитых школьников, поощрить тех, кто стремится к саморазвитию, способствовать распространению технологии «Интеллект» как инструмента развивающего образования.
Кстати, попробуйте решить одну из задач, предложенных на олимпиаде четвероклассникам:
«Подумайте, каким образом было составлено слово в первых скобках, и по аналогии составьте слово во вторых скобках. Имейте в виду, что во вторых скобках должны получиться слова, относящиеся к темам «Русский язык», «Окружающий мир», «Математика».
Озеро (союз) полюс
Лесник (—) азарт
Тайфун (тайга) горилла
Стекло (—) морось
Комментарии