Все принципиальные недостатки образовательных реформ 1992-2005 годов оказались основой национального проекта в образовании, который направлен на усиление принципа конкуренции внутри сферы образования, а не сферы образования с другими сферами и с зарубежным передовым образованием, и не на превращение образования в механизм развития страны.
При этом мы находимся с точки зрения развития образования в трижды уникальной ситуации. Во-первых, впервые за долгое время в России не избыток, а критический недостаток человеческого ресурса. Во-вторых, Россия развалена, и ее восстановление и развитие ограничены исключительно качеством антропологического ресурса (кадры). В-третьих, единственной абсолютно конкурентной сферой в стране на сегодня становится само образование.
Все это требует от нас не упустить невообразимо удачный момент и трижды сделать ставку на развитие образования, поскольку образование всегда выступает главным средством развития страны. Теперь оно должно еще стать и инструментом резкого повышения антропологического населения и естественным наличным конкурентным преимуществом России. Каждый человек должен стать в три раза более глубоко и эффективно образованным, чем сегодня.
Но каким же образом сделать так, чтобы человек был образован, да еще в три раза лучше, чем сегодня? В этом заключается нынче ключевая проблема российского образования. В проектной постановке проблему можно сформулировать так: «Создать в течение 2006-2012 годов действующую модель российской школы как лучшей в мире на основе воспроизводства советской школы и ее развития, а не модернизации, через введение новой фундаментальной технологии персонального образования высших способностей мышления и действия: понимания, воображения, мышления, моделирования, идеализации, позициирования и так далее».
Нам необходимо обеспечить лидерство российской школы как основателя и держателя новой персональной формации мирового образования. К 2015 году российское образование должно стать лидирующим в мире и обладать глобальной технологической монополией, стать ведущей статьей экспорта и доходов для России. России необходимо быть первой образовательной державой мира – страной лучших педагогических практик и технологий, страной педагогов, в которой каждый молодой человек в 22 года становится человеком мира, мировой личностью.
Новая система образования должна быть построена на следующих принципах и механизмах.
Необходимо превратить образование в главный механизм развития страны. Образование может выступать средством реализации целей развития страны. Для этого должны быть определены сферы приоритетного развития и предметно поставлены цели и задачи. Причем российское образование должно в первую очередь заниматься промышленностью и наукой, ставить цели развития страны и стать штабом ее развития. Если не выстраивать новую промышленность и науку, если не развивать страну, то образование и образованные люди останутся невостребованными.
Архинеобходимо поставить в центр личность, перейти к персональному или «штучному» образованию на основе развития эффективных дидактических систем, для каждого ребенка найти самого главного для него и развивающего его взрослого и соединить с ним, в том числе через телекоммуникационно-дистанционные системы, научиться строить для образования каждого ребенка сетевые образовательные сообщества, связать развитие образования с общественным развитием, определить курс развития не на информационное или постиндустриальное, а образовательное общество, которое характеризуется культивированием персонального развития и личностного роста каждого без исключения человека.
Нынешнее содержание образования и весь набор образовательных технологий нуждаются в кардинальном изменении, новое содержание должно сохранять и наращивать традиционную фундаментальность российского образования на принципах личности и деятельностного подхода. В основе нового содержания должны лежать всеобщие способы и техники мышления и деятельности, каждый ребенок должен быть введен в систему фундаментальных высших способностей как главного жизненного капитала. Создание системы немногих предметов из разбухшего набора низкокачественных поможет интенсифицировать образование и прекратить разрушение личности ребенка избыточной многопредметностью.
Сегодня много говорят о том, что нужно сокращать число бюджетных мест в вузах, но на самом деле нам необходимо введение всеобщего высшего образования. Мы должны использовать грядущую демографическую «яму» с 2010 по 2020 год для перехода от высшего профессионального образования к всеобщему (непринудительному!) высшему образованию как к основному общему для всего населения страны.
Но прежде всего нам нужно превратить педагогов в первое сословие, всеми силами государства и общества повысив в разы ценность образования, учительской профессии, статуса педагогов.
Сегодня российская школа – это женская школа по составу педагогов, чтобы она стала сильной, нам надо за 10 лет увеличить процент мужчин-педагогов по меньшей мере в пять раз. Для этого потребуется кардинально переорганизовать педагогические вузы, в частности, под задачу ежегодного выпуска пяти тысяч отобранных по конкурсу выпускников с повышенной специальной подготовкой и полным материально-техническим обеспечением (жилье, компьютеры, книги и так далее) за счет государства.
Для всего этого необходимо до 2015 года повысить относительные расходы на образование с нынешних 5,1% от ВВП до 10% ВВП при задаче повысить ВВП в 5 раз к 2020 году и за 25 лет увеличить расходы на одного учащегося в 10 раз.
Предвижу, что кто-то скажет: никто никогда не даст образованию всего того, о чем мечтается. Но образование не услуга, а главное дело страны. которое отличает мировую державу от «банановых республик». Не инвестиции, не нефтедоллары создают величие и творят историю, а образование. Именно образование – геном, своего рода ДНК страны, основа ее идентичности и развития. Общество знания и интеллекта, образовательное общество должно оставить в прошлом нелепое и бесперспективное общество «трубы».
Комментарии