Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности – семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
И дошкольное учреждение, и семья – живые организмы, которые меняются, совершенствуются. Поэтому одной из основных задач является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых современных форм работы с родителями. Также немаловажными задачами являются:
– поиск и раскрытие традиционных и современных форм совместной деятельности педагогов с родителями;
– изучение способов организации совместной деятельности и общения.
Особенно важным, по моему мнению, является общение педагога с родителями во время адаптационного периода ребенка. Проблема адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми маленькими детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. И главное в этот период – взаимопонимание и непосредственное доверительное общение педагога и родителей ребенка.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей.
Главными проблемами во время адаптации ребенка являются:
– неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение;
– родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад;
– многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для ребенка;
– родители сами пребывают в состоянии стресса, тревожности, думают, что недостаточно хороши в роли мамы и папы;
– родители не готовы понять, что дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает их тревогу.
За многолетнюю работу мной накоплен большой опыт взаимодействия с родителями своих воспитанников в период адаптации. Работа проводится разнообразная и очень интересная.
Например, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики: на стенде в нашем детском саду появился раздел «Какое у вас настроение?», в котором родители каждое утро цветными фишками отмечают настроение ребенка. Это служит первой темой разговора воспитателя с родителями в начале дня.
«Спрашивайте – отвечаем» – это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Во время адаптации дети по утрам часто расстраиваются и не хотят отпускать родителей, поэтому не всегда у воспитателя получается непосредственно контактировать с родителем, а записка в почтовом ящике может быть прочитана педагогом в течение дня, и все вопросы будут решены.
Еще одной из форм взаимодействия является подключение родителей к жизни группы, организация совместной деятельности с детьми. Нахождение мамы или папы в группе помогает ребенку понять, что территория группы всегда открыта и не является чем-то неизведанным и страшным.
Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают ребенку эмоциональный комфорт, полноценную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка ему на благо.
Ивета ФЕТИСОВА, воспитатель школы №1678 «Восточное Дегунино»
Комментарии