На семинаре в Высшей школе экономики с докладом «Оценка качества программ дошкольного образования в современной России» выступила заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университетаЕлена ЮДИНА.
Актуальность оценки качества программ дошкольного образования в значительной мере определяется увеличившейся в последние годы активностью органов управления образованием в процессе изменения законодательства. Вопрос о том, каким должен быть результат пребывания ребенка в образовательном учреждении, ставится уже не только для школы. Не менее важно, с какими умениями и навыками придет выпускник детсада на свой первый урок и как это скажется на его перспективах.Главные проблемы, с которыми, по мнению Елены Юдиной, сталкивается дошкольное образование, – это тенденция к переходу от вариативных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей, к более традиционным и единообразным «зуновским» (ЗУН – знания, умения и навыки), так называемая «акселерация» (в возрасте 5-7 лет детей начинают активно готовить к школе, мало уделяя внимания особенностям детского развития в этом возрасте) и использование механизмов контроля качества образования, не соответствующих дошкольному возрасту (тестирование детей). По сути, говорит Юдина, реанимировался подход к детскому саду как к школе. Для тех, кто выстраивает политику в сфере образования, оценивать качество программ по уровню подготовки к школе удобнее и привычнее. И это несмотря на то что в 1990-е годы задача реформирования дошкольного образования виделась как раз в том, чтобы убрать требование о такой подготовке из всех законодательных актов. Ведь если ребенку дается возможность просто играть, всесторонне развиваться, проживать свое детство полноценно – он оказывается лучше готов к обучению, чем если заставлять его зубрить таблицу умножения за год до школы. Но родители, которых сегодня называют главными заказчиками в системе образования, как раз требуют от воспитателей в первую очередь подготовить своего ребенка к школе: научить писать, читать и считать – иначе в первый класс не возьмут. Такие же требования ставит и школа, которая на входе проверяет уровень подготовки потенциального первоклассника. Вот воспитатели и выбирают традиционные «зуновские» программы, методы которых удобны, поскольку дают возможность обеспечить некий запас знаний, умений, навыков у детей, но на самом деле не позволяют ребенку сформироваться как личности – быть инициативным и самостоятельным, а роль воспитателя сводится к механической трансляции, исполнению предписанных шагов. При этом забывается, что дошкольные образовательные программы включают не только процесс обучения, они определяют всю жизнь ребенка в детском саду. И целью их должно быть не получение выпускником формальных знаний, а его физическое и психическое развитие.Но в федеральные государственные требования (ФГТ) сейчас включены положения, регламентирующие и структуру дошкольного образования, и его содержание. Елена Юдина считает, что ФГТ, несмотря на «личностно ориентированные» слова, направлены на нечто противоположное, жестко утверждают школьную модель образовательного процесса в детском саду, контроль в управлении (вместо создания условий и курирования), стремятся установить единообразие содержания и делают ребенка объектом оценки.
Комментарии