Минпросвещения России направило в регионы страны разъяснения относительно введения новой должности советника директора по воспитанию.
Советники директора по воспитанию в 2021 году стали работать в школах 10 пилотных регионов. С 1 сентября прошлого года в проекте стали участвовать еще 35 субъектов России. Рассказываем, что нужно иметь в виду при заключении трудовых договоров с работниками и знать о правах и обязанностях советников по воспитанию.
Минпросвещения России направило руководителям региональных органов управления образованием письмо, в котором даны разъяснения по вопросам, связанным с введением новой должности.
Почему новая должность актуальна
Согласно национальным целям и стратегическим задачам развития стран на период до 2024 года, а также национальным целям развития до 2030 года, Россия должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования и созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Важно учитывать духовно-нравственные ценности проживающих в России, исторические и культурные традиции. Для этого необходимо развивать и совершенствовать воспитательную работу в образовательных организациях.
Кроме того, в Законе об образовании появились изменения, которые усиливают воспитательную составляющую, рабочие программы воспитания стали частью образовательных программ. В российских школах и организациях СПО воспитание стало приоритетом в ходе образовательной деятельности. В стране актуализируют профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», в том числе в формировании новой трудовой функции «Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями».
Должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» содержится в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
Советники директора по воспитанию в 2021 году стали работать в Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, в этих регионах создали систему муниципальных и региональных координаторов проекта. Она дополнительно реализуется с 2022-2023 учебного года еще в 35 субъектах России. С 1 сентября прошлого года в более 17 тыс. общеобразовательных организаций 45 субъектов страны предусмотрено введение в штатных расписаниях должности советника директора по воспитанию. Эти сотрудники участвуют в стратегическом планировании развития воспитательной деятельности, взаимодействуют с детскими общественными объединениями, вовлекают детей в общественно значимые проекты. В 2023-2025 годах в проекте будут участвовать 89 субъектов РФ и город Байконур.
Должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» может быть предусмотрена в штатном расписании как в рамках проекта, так и без участия в проекте. Согласно трудовому договору, советники директора по воспитанию работают непосредственно в образовательной организации. Они организуют воспитательную работу как в ней, так и за ее пределами, обеспечивают взаимодействие учащихся и педагогов с различными социальными институтами (методическими объединениями классных руководителей, детскими и молодежными общественными объединениями, родительскими комитетами), ведут индивидуальную работу с учениками и родителями. В деятельность советников директора по воспитанию включено также формирование и поддержка первичных отделений РДДМ в образовательных организациях.
О Всероссийском конкурсе «Навигаторы детства 2.0»
Ежегодный Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 2.0» организован Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ при участии Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Конкурс помогает создавать кадровый резерв специалистов, ведущих воспитательную деятельность, и повышать их квалификацию.
По итогам конкурса отобранные кандидаты становятся претендентами на должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в рамках проекта. Для участия в Конкурсе нужно пройти регистрацию и подать заявку на сайте Корпоративного университета РДШ.
Кадровый резерв специалистов формируется по типам образовательных организаций (общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации) в соответствии с рейтинговым списком участников, которые по каждому региону набрали наибольшее число баллов (без учета результатов прохождения итогового собеседования). Решение оформляют протоколом заседания Оргкомитета. Всем участникам Конкурса выдают сертификаты. Победители проходят обучение по программе повышения квалификации «Деятельность советника директора школы по воспитанию и по взаимодействию с общественными объединениями».
Порядок введения в штатное расписание должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»
Порядок и условия финансового обеспечения, необходимого для введения в штатное расписание общеобразовательных организаций должности «советник директора по воспитанию в общеобразовательных организациях», определяют государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления субъектов РФ, которые участвуют в проекте, на региональном и (или) муниципальном уровнях. Это делается с учетом имеющихся ресурсов, наличия утвержденных паспортов региональных проектов.
Каждая общеобразовательная организация, участвующая в проекте, вносит изменения в штатное расписание, включает в него должность педагогического работника «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Школа или колледж также организует помещение для работы советника и деятельности ученического самоуправления (центра детских инициатив). Помещение оснащается в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Минпросвещения России от 20 мая 2022 г. №АБ-1367/02 органам исполнительной власти субъектов РФ.
Должность советника директора по воспитанию вводится с оплатой труда в размере не менее 0,5 должностного оклада и на половину месячной нормы рабочего времени, софинансируемой из федерального бюджета. Росдетцентр имеет право принимать на работу советников директора по воспитанию на условиях внешнего совместительства.
Источники финансового обеспечения должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»
Правила, которые регламентируют предоставление финансового обеспечения должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 2082.
Минпросвещения России организовало конкурсный отбор субъектов РФ на участие в проекте (на условиях софинансирования расходных обязательств) в 2022-2025 годах. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 10 ноября 2022 г. № 3407, с высшими исполнительными органами 45 субъектов России заключены соглашения о предоставлении в 2022 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, чтобы софинансировать расходные обязательства субъектов по финансовому обеспечению реализации проекта.
Заключение трудового договора с работниками, принимаемыми на должность советника по воспитанию, их должностные обязанности
Советник директора по воспитанию должен являться педагогическим работником и вести педагогическую деятельность в области воспитания обучающихся. Особенности регулирования труда педагогических работников установлены в главе 52 Трудового кодекса РФ, Федеральном законе об образовании, в других законодательных и иных нормативных правовых актах, а также актах, принимаемых в виде рекомендаций.
Статьей 16 Трудового кодекса определяется возникновение трудовых отношений – лишь на основании трудового договора. Работодатель при приеме работника заключает с ним трудовой договор в порядке и на условиях, которые установлены главой 11 ТК РФ, ведет на него трудовую книжку.
Должностные обязанности работника указываются в трудовом договоре либо предусматриваются в должностной инструкции работника, являющейся приложением к трудовому договору. Кроме того, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- место работы (с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);
- дата начала работы;
- оплата труда (в том числе размер должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера);
- режим рабочего времени и времени отдыха;
- обязательное социальное страхование работника.
Обязанности работника обусловлены выполняемой им трудовой функцией – работой по должности в соответствии со штатным расписанием с указанием квалификации; конкретным видом поручаемой работы. Они могут быть закреплены в должностной инструкции, составленной на основе квалификационной характеристики, а при ее отсутствии – с учетом трудовых действий профессионального стандарта.
В должностной инструкции может содержаться перечень трудовых действий работника. Инструкция может уточнять перечень работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях (например, в каникулы для обучающихся).
Должностную инструкцию на основе трудовых действий профстандарта разрабатывает работодатель самостоятельно. В нее могут быть внесены изменения из-за изменения сторонами условий трудового договора. В таком случае необходимо заблаговременно письменно уведомить об этом работника. Если работник соглашается на продолжение трудовых отношений, то вносятся изменения в должностную инструкцию.
Если из-за изменения в должностной инструкции изменятся условия трудового договора с работником, то они вносятся с учетом положений статей 72 или 74 Трудового кодекса РФ. Если должностная инструкция утверждена в качестве отдельного документа и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимости изменять обязательные условия трудового договора, удобнее утвердить должностную инструкцию в новой редакции. С ней нужно письменно ознакомить работника. Должностная инструкция составляется в двух экземплярах, один вручается работнику под подпись.
Работодатель обязан предоставить работнику работу, которая обусловлена трудовым договором (ст. 22 ТК РФ). Требовать выполнение работы, не обусловленной договором, запрещено (ст. 60 ТК РФ).
Конкретный вид работы по должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в трудовом договоре с работником может быть определен на основе двух трудовых функций: «организация воспитательной деятельности в образовательной организации» и «организация взаимодействия с детскими общественными объединениями», которые предполагается установить актуализируемым профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (находится на утверждении в Минтруде России).
Должностные обязанности могут быть конкретизированы в должностной инструкции работника в рамках следующих трудовых действий, которые предусмотрены в трудовых функциях проекта профессионального стандарта:
– во взаимодействии с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе:
- собирать и анализировать информацию и готовить предложения по разработке стратегии развития системы воспитания образовательной организации;
- участвовать в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации, рекомендаций по социализации обучающихся и индивидуализации обучения;
- разрабатывать предложения в планы и программы организации мероприятий, направленные на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также на поддержку обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- организовывать сотрудничество образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность, и взаимодействие образовательной организации с другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
- обеспечивать взаимодействие образовательной организации с местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся, по организации и вовлечению их в проектную деятельность;
– во взаимодействии с руководством образовательной организации и педагогическим коллективом:
- вносить предложения по выбору форм воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся;
- участвовать в разработке предложений по организации структур, деятельность которых направлена на воспитание обучающихся образовательной организации и на формирование их личности;
- участвовать в разработке рекомендаций по ранней профилактике негативных явлений в детско-юношеской среде образовательной организации;
– самостоятельно, а также с участием педагогических и иных работников образовательной организации:
- организовывать взаимодействие участников образовательных отношений для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации;
- консультировать участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий;
- участвовать в разработке социально значимых детско-юношеских/детско-взрослых проектов и вовлекать в них обучающихся;
- осуществлять организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации;
- организовывать мероприятия, в том числе в рамках проектной и конкурсной деятельности, стимулирующие достижения обучающихся в различных сферах деятельности, интерес к научной деятельности и участию в волонтерском движении;
- осуществлять подготовку мероприятий по выявлению, поддержке, развитию способностей и талантов обучающихся, направленных на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам;
- содействовать функционированию системы ученического самоуправления, стимулированию развития новых форм ученического самоуправления;
- организовывать взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями;
- информировать участников образовательных отношений о деятельности детских и молодежных общественных объединений и их значимости для формирования личности обучающихся, о проведении всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятий для обучающихся, в том числе о мероприятиях в сфере молодежной политики.
Педагогические работники, замещающие в общеобразовательных учреждениях должности советников директора по воспитанию, имеют право работать по совместительству – в том числе в должностях специалистов в Росдетцентре. Условия и размеры оплаты труда работников, осуществляющих по совместительству работу в должностях специалистов, определяет Росдетцентр.
Работа по совместительству оформляется трудовым договором. В нем нужно обязательно указать, что работа является совместительством.
Советник директора по воспитанию может выполнять другую педагогическую работу, не входящую в его должностные обязанности и не являющуюся совместительством. Например, преподавать учебный предмет, вести классное руководство. Выполнение такой работы может быть оформлено дополнительным соглашением к трудовому договору по основной работе о выполнении дополнительной работы по классному руководству за дополнительную оплату либо преподавательской работы на условиях, предусмотренных в п. 5.3, 5.4 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.
Трудовые права советника директора по воспитанию
В соответствии с частью первой статьи 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. Поэтому продолжительность рабочего времени советника по воспитанию также не должна превышать 36 часов в неделю. При этом он имеет право трудиться сверх сокращенной продолжительности рабочего времени, работая по совместительству или выполняя с письменного согласия педагогическую работу за дополнительную оплату (например, ведение учебных занятий).
Продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели по должности, по которой работа осуществляется по совместительству (глава 44 ТК РФ). При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяют на основе продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников.
Согласно ст. 334 Трудового кодекс РФ, педагогам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.
Вопрос о продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска советников по воспитанию будет решен при актуализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466. Росдетцентр, в котором советники по воспитанию работают по совместительству, предоставляет им ежегодные основные оплачиваемые отпуска одновременно с отпуском по основной работе в порядке и на условиях, установленных статьей 286 ТК РФ.
Оплата труда советника директора по воспитанию
Зарплата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). При определении оплаты труда советника директора по воспитанию учитываются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год. Они утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 23 декабря 2022 г. №11). При определении оплаты труда советника директора по воспитанию необходимо руководствоваться положениями, предусмотренными разделом IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников», включая положения пункта 36.10, в соответствии с которым рекомендовано устанавливать оплату труда советников по воспитанию на уровне, предусмотренном нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ по должности «учитель».
При этом необходимо учесть, что оплата труда советников по воспитанию должна осуществляться на основе должностных окладов, а не ставок заработной платы, как это предусматривается по должности учителя. Вопросы определения размеров оплаты труда указанных работников следует осуществлять по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Комментарии