1 сентября 2007 года филиалом нашей Пореченской школы стала малокомплектная девятилетка деревни Троица, расположенной от нас на расстоянии 18 километров. В Троицкой школе было всего 25 учеников, отсутствовали два класса-комплекта. Однако ее не закрыли. Из-за большого расстояния ребят из Троицы не возят к нам: до девятого класса они учатся в своей школе и начинают ездить в Поречье лишь в 10-11-м классе. Все педагоги Троицкой школы продолжают в ней преподавать, они только подписали новые контракты, а ее директор работает теперь в должности директора филиала. Таким образом, перемены заключаются лишь в том, что Троицкая школа перестала быть юридическим лицом и бухгалтерия двух школ стала общей.
Конечно, с финансовой точки зрения содержать школу с 25 учениками убыточно, учитывая расходы на электроэнергию и отопление. Стоимость обучения одного школьника в Троице многократно превышает стоимость обучения нашего ученика. Было бы намного выгоднее возить всех ребят из Троицы к нам в Поречье. Но образование – сфера, в которой нельзя подходить к решению проблемы только с финансовой позиции. В Троице есть сельскохозяйственное предприятие, поэтому, видимо, рано эту школу закрывать – есть надежда на будущее.
Я знаю, что в некоторых областях в сельских филиалах оставляют только дошкольное отделение и начальную школу, а начиная с 5-го класса возят детей на школьном автобусе в базовую. Есть подобные примеры и в нашей области, но в районе пока нет такой тенденции. Возможно, будет. Содержание малокомплектных школ так дорого, что придется их закрывать или фактически переделывать в начальные. Конечно, при этом возникнет много вопросов – и главный из них касается трудоустройства преподавателей. Бывает, что людей просто некуда устроить – хотя, надо сказать, сейчас в подобных случаях наши районные власти предлагают учителям все возможные варианты и даже открывают дополнительные ставки, если человеку, например, нужно несколько лет доработать до пенсии. Я думаю, в этой ситуации практически все зависит от районных властей. Если с ними есть взаимодействие, проще решать подобные проблемы.
Как я отношусь к закрытию малых сельских школ? Я знаком с несколькими такими случаями и знаю, каким тихим становится село без детей. Словно замирает жизнь, взрослым остается одна работа. Но, с другой стороны, качество и условия обучения в более крупной школе лучше, и с этой точки зрения для сельских ребят перевод в большую школу – благо. Единственный минус, который я вижу на сегодняшний день в этом процессе, – проблема с транспортом. Если школа далеко расположена, эту проблему решить нелегко. Приведу пример. У нас четыре направления подвоза детей из дальних деревень, по кольцу маршруты не соединить, в результате подвоз растягивается по времени с 13.30 до 16.00. Кроме того, чтобы утром успеть на школьный автобус, детям из самых дальних деревень надо рано вставать, это трудно и, на мой взгляд, отрицательно влияет на их здоровье.
Каков выход из ситуации? Более вместительные школьные автобусы? Но 24 места – оптимальный вариант на проселочных дорогах, где водителю сложно вести автобус. Как-то я читал про американские сельские школы – если у них в школе учатся полторы тысячи человек, то после уроков детей вывозят всех сразу, одновременно! Просто местные власти выделяют школе столько автобусов, сколько нужно. Прочитал я и подумал: «Как хорошо! И детям хорошо, и… директору! Действительно – не надо голову ломать, как учеников собрать, как довезти. Ведь мы отвечаем и за безопасность, за жизни наших ребят…
Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область
Комментарии