search
main
0

Каким он был, Год педагога и наставника?

В России завершается Год педагога и наставника, мероприятия которого охватили все регионы страны. Какие события тематического года вам особенно запомнились? В чем, на ваш взгляд, заключаются его основные итоги? Что получилось, а что не совсем? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам и читателям.

 

Иван ХЕОРХЕ, сопредседатель Ассоциации педагогов Ленинградской области, лауреат конкурса «Учитель года»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского:

– Я бы выделил два ключевых события Года педагога и наставника. В первую очередь это Большая учительская неделя, которая завершилась шикарным концертом в Кремле. Она объединила несколько важных событий: очное заседание Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения, Форум классных руководителей, съезд сельских учителей, объявление призеров и победителя Всероссийского конкурса «Учитель года». Приятно, что член Ассоциации педагогов Ленинградской области Павел Гурьянов стал лауреатом этого конкурса.

Второе событие – VI Всероссийский фестиваль «Под крылом пеликана», который наша ассоциация традиционно организует в декабре. В этот раз он прошел в формате мастер-классов и мастерских, на которых педагогов обучали искусству публичного выступления, съемкам образовательного видео.

Итогом Года педагога и наставника стал определенный рост уважения в обществе к нашей профессии. Об этом как минимум говорит рост конкурса на педагогические специальности в вузах. В этом году мы очень ждали создания карты Ушинского, которая давала бы учителям скидки и бонусы при посещении учреждений культуры, поездках и т. д. Но, к сожалению, пока данный проект не реализован. Ждем в следующем году!

 

Анастасия ВАСИЛЕВСКАЯ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2019, учитель русского языка и литературы школы №80, Воронеж:

– Подходящий к концу Год педагога и наставника однозначно не оставил никого равнодушным. Думаю, каждый учитель в стране так или иначе стал причастным к событиям этого года. Хочется отметить новые конкурсы, которые дали возможность коллегам попробовать себя как наставников. Отрадно, если в этих конкурсах коллеги участвовали по собственной инициативе, а не ради статистики. К сожалению, это тоже присутствует в нашей работе.

Очень важным, на мой взгляд, стало общественное признание педагогов: информация об учителях в социальных сетях региональных министерств, размещение портретов на баннерах городов и поселков, привлечение в качестве экспертов в социально значимых проектах и общественных обсуждениях. В этом году особенно уместно было отметить педагогические династии, чтобы подсветить интересный семейный и учительский опыт. Хотелось бы, чтобы Министерство просвещения взяло на вооружение только лучшие находки этого года и продолжило работу над проблемами, которые пока не решены.

 

Екатерина СМАЛЕВА, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2016, учитель-логопед, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе детского сада №66, Рязань:

– На протяжении всего года в Рязанской области проходили самые различные мероприятия: лекции, флешмобы, обучающие тренинги, мастер-классы. Наиболее значимыми событиями лично для меня стали первый фестиваль клубов работников дошкольного образования «Орбита профессионалов-наставников», «Педагогический стендап», участие во Всероссийском форуме «Ориентиры детства», форум молодых педагогов Центрального федерального округа, профильная смена для учеников психолого-педагогических классов, традиционные конкурсы, такие как «Воспитатель года». Открытие памятника педагогу в Рязани.

К сожалению, потребность в кадрах только растет! Сады и школы открываются, а работать некому. Не было сделано упора на студентов, на тех, кто только думает, работать или нет, и на молодых педагогов.

 

Ольга КИРАКОСЯН, заместитель председателя Самарской областной организации Общероссийского профсоюза образования:

– 2023‑й, который, кстати, и в нашем профсоюзе был Годом педагога и наставника, дал начало новым инициативам, направленным на развитие системы образования. Особое внимание уделено совершенствованию системы наставничества. Так, например, первый Форум наставников, организованный Министерством образования и науки Самарской области и областной организацией Общероссийского профсоюза образования, предварял значимый для всего педагогического сообщества год, а второй форум его символично завершил. А вообще в Самарской области за год прошло более 750 мероприятий, способствующих профессиональному развитию педагогов, знакомству с новыми практиками. Еще один позитивный момент Года педагога и наставника – усилено внимание к учительскому труду, к достижениям педагогов: в 2023‑м работникам сферы образования Самарской области было вручено 11611 различных наград.

Год педагога и наставника – это не только повод поблагодарить педагогов за их труд, но и понять, что от педагога зависят стабильность и будущее страны. К учительскому труду отношение должно меняться, при этом ключевой момент в работе над повышением статуса и престижа педагогов – увеличение уровня оплаты труда и снижение нагрузки.

 

Анна ИНЮТИНА, член профсоюза «Учитель», Ижевск, Удмуртская Республика:

– Год запомнился откровенным лицемерием власти по отношению к учительскому сообществу. Высокие слова о важности профессии педагога никоим образом не подкреплялись решениями, улучшающими положение учителей. Напротив, сразу последовал вал новых неоплачиваемых обязанностей, на которые никто не выделил дополнительного финансирования. Фонд оплаты труда остается тришкиным кафтаном: чтобы оплатить один вид дополнительной работы, перестают оплачивать другой. Региональные министерства на запросы профсоюза «Учитель» присылают отписки, что «предусмотрены средства на обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС, в том числе на реализацию внеурочной деятельности», хотя всем доподлинно известно: внеурочные занятия «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты» в большинстве регионов ведутся бесплатно.

По-прежнему не выполняются майские указы в части достойного уровня зарплаты учителей, равно как и обещания по созданию единой модели оплаты труда: федеральные власти предъявляют учителям разных регионов одни и те же требования, но при этом не берут на себя обязательств обеспечить принцип равенства, чтобы зарплата не зависела от степени нищеты конкретного региона.

Даже приказ о бессрочной аттестации не порадовал, потому что он вызвал больше недоумения невнятными формулировками, чем оптимистичных прогнозов по поводу оценочных процедур. Согласно этому документу в школах в срочном порядке пришлось воскрешать методическую службу и искать наставников.

Вся бюрократическая машина усиленно работала на отчетность: я не помню такого количества учительских конкурсов, как в этом году, чтобы «поощрить лучших». Между тем условия труда не изменились в лучшую сторону: учителя так же трудятся в две смены в переполненных классах за нищенскую зарплату.

 

Ришат КАЛИМУЛЛИН, лауреат конкурса «Учитель года России»-2016, кандидат исторических наук, учитель истории школы №1392 имени Д.В.Рябинкина, Москва:

– Было много сделано и для популяризации педагогической профессии, и для распространения опыта лучших учителей, вспомнили и наследие великого педагога Константина Ушинского. Все ли события удались? Вряд ли. Но были те, которые явно получились.

В своем неофициальном листе таких значимых событий я бы выделил три: Всероссийский форум классных руководителей, Всероссийский конкурс наставников и создание единого учебника истории.

Последнее событие отмечу отдельно не только потому, что я учитель истории, а потому, что был окончательно решен вопрос, который дискутировался много лет. Урок истории все же должен опираться на четко определенный круг фактов и событий, без раскрытия содержания которых это не будет полноценным уроком истории. А урок истории без своей ценностной патриотической составляющей может быть даже вреден. Поэтому то, что учителя и обучающиеся получили хороший инструмент (обращу особое внимание: инструмент, а не мантру) для развития исторического сознания, – одно из достижений этого года.

Значимость Всероссийского форума классных руководителей без слов понятна всем, кто хоть немного работал в школе. Классный руководитель для ребенка подчас стоит на одном уровне с родителями, его роль в становлении растущей личности очень велика. Данный форум показал, что самые креативные люди в образовании – классные руководители.

Всероссийский конкурс наставников для меня по значимости идентичен Всероссийскому конкурсу «Учитель года». Нет хорошего учителя без наставника. Поэтому очень надеюсь, что конкурс будет продолжаться, а его ценность в обществе будет расти.

Вообще главная ценность уходящего года в том, что общество стало более глубоко осознавать роль педагога в воспитании будущих поколений.

 

Елена ЖИЛЬЦОВА, учитель года Новгородской области-2019, учитель школы №2, Пестово, Новгородская область:

– В Год педагога и наставника я традиционно следила за событиями Большой учительской недели, в первую очередь за конкурсом «Учитель года России». В рамках недели приняла участие в очном заседании Всероссийского экспертного педагогического совета в Москве. В течение года сама стала участником двух конкурсов профмастерства – как классный руководитель и как учитель. Из основных итогов отмечу, что изменились представления об институте наставничества. Фундаментом стала разработка профессионального стандарта наставника.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте