search
main
0

Каким он будет, год девятый?

Что нас ждет в новом году? По большому счету этого не знает никто – в нынешнее противоречивое время очень трудно что-либо предсказывать. И тем не менее стоит попытаться.

Комментарий «УГ»Информация к сведениюМинистры образования стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан (статусом наблюдателя при ней обладают Индия, Иран, Монголия и Пакистан), договорились об учреждении в 2009 году на базе ведущих вузов этих государств единого сетевого университета. По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, до конца 2009 года будет подписан документ о создании университета ШОС на уровне министерств стран-участниц.Набор студентов в университет будет осуществляться на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в вузы по линии университета ШОС. Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств ШОС в бюджет университета и будут определяться странами ежегодно.Уже согласованы четыре направления подготовки специалистов в создаваемом вузе: регионоведение, экология, IT-технологии и энергетика. К ним может добавиться еще одно направление – нанотехнологии. Основными языками преподавания станут русский и китайский, а также государственный язык страны местонахождения вуза. Студенты, обучающиеся по программе университета ШОС, получат возможность продолжать свое образование в иностранном вузе с любого семестра. Не менее 30 процентов учебного времени они должны будут проводить в университетах стран-партнеров.Выпускник получит диплом вуза, в котором начал обучение или проучился не менее 60 процентов учебного времени, и сертификат университета ШОС. Предполагается, что в будущем выпускники станут получать единый диплом университета ШОС.

Игорь ЩЕГОЛЕВ, министр связи и массовых коммуникаций РФ: В школы придет свободное программное обеспечение

В развитии приоритетного национального проекта «Образование» ключевую роль призваны были сыграть региональные программы информатизации. Нам предстоит сделать следующий шаг – перейти на использование отечественного пакета свободного программного обеспечения для школ. Согласно нацпроекту «Образование» до конца 2009 года пакет свободного программного обеспечения будет установлен на всех школьных компьютерах как альтернатива коммерческому ПО. После 3 лет пробного использования свободного программного обеспечения у школ появится реальный выбор того ПО, которое они захотят использовать в дальнейшем. Более того, этот опыт будет распространен на другие бюджетные учреждения, в том числе органы государственной власти.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования: Есть реальная опасность «замораживания»

В 2009 году предполагается введение новой системы оплаты труда педагогов в 30 регионах России: примерно в половине решили вводить НСОТ сразу во всех региональных и муниципальных учреждениях, а половина высказалась за поэтапный переход на новую систему в отдельных типах и видах учреждений. Регионы по-разному готовятся финансировать этот проект. В трети – фонд оплаты труда предусмотрено увеличить на 26-30 и более процентов, еще в трети – фонд оплаты труда предполагается увеличить либо в соответствии с прогнозируемой инфляцией, либо с учетом установленной потребности в бюджетных средствах на доведение зарплаты низкооплачиваемых работников бюджетной сферы до нового минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2009 года. В остальных субъектах РФ до настоящего времени или не определен размер дополнительных бюджетных ассигнований на введение НСОТ, или заявлено, что новая система оплаты труда будет вводиться в пределах фонда оплаты труда, определенного на 2008 год. Вместе с тем в Иркутской области, республиках Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и некоторых других регионах срок введения НСОТ пока еще только обсуждается. В связи с этим, на наш взгляд, возникает реальная опасность «замораживания» процесса перехода на новую систему оплаты труда в региональных и муниципальных учреждениях, особенно в высокодотационных регионах, невыполнения федерального закона о новом МРОТ, а также статьи 134 Трудового кодекса РФ, предусматривающей повышение реального содержания заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен. Поэтому наш профсоюз настоятельно предлагает Правительству РФ дополнительно рассмотреть вопрос об оказании финансовой поддержки высокодотационным регионам для решения обозначенных проблем.

Юрий СЕНТЮРИН, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ: Будем оптимизировать

В 2009 году будет продолжена поддержка регионов, которые реализуют комплексные проекты модернизации образования и проекты по совершенствованию школьного питания. Кроме того, сегодня мы ведем речь о конкурсной поддержке тех муниципалитетов, которые внедряют эффективные модели дошкольного образования.

Что касается высшего профессионального образования, то количество вузов в России сегодня всеми признается избыточным. Это сказывается на качестве, на конкурентоспособности, на уровне образовательной системы России в целом. Поэтому в сфере аккредитации и лицензирования будут приняты меры по оптимизации системы учреждений высшего профессионального образования.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики: Здесь нельзя переусердствовать

В 2009 году вводится новый порядок набора в вузы – через единый государственный экзамен в сочетании с федеральными предметными олимпиадами (конкурсами) и олимпиадами, которые проводят ведущие вузы России. Остается в прошлом система, к которой привыкли абитуриенты и их родители, когда нужно готовиться к устным или письменным вступительным экзаменам в конкретный вуз.

В 2009 году абитуриенты, сдав выбранный набор экзаменов в форме ЕГЭ или заняв призовое место на олимпиаде, смогут рассылать документы хоть в 50 вузов по выбранному направлению. Это серьезно модифицирует процесс приема, и граждане к этому должны привыкнуть.

Минобрнауки России приняло правильное решение, дополнив ЕГЭ для большой категории учащихся – более 20 тысяч человек по всей стране – возможностью поступить в вузы по результатам федеральных предметных олимпиад и олимпиад ведущих вузов. Олимпиады – это не повторение экзаменов, а специфический отбор людей, которые мыслят неординарно и предлагают оригинальные решения. Если этот инструмент хорошо себя зарекомендует, можно будет говорить о дальнейшем расширении зоны олимпиад. Но здесь нельзя переусердствовать: есть опасность, что при резком расширении возможности поступления по итогам олимпиад мы воспроизведем худшие черты той ситуации, с которой мы раньше сталкивались при наборе на дефицитные специальности вузов.

Елена МИЗУЛИНА, председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ: Будем настаивать!

Никто и нигде, к сожалению, не разрабатывает сегодня законопроекты о семье, детстве и правах женщин, кроме нашего комитета, который делает это совместно с Комиссией по социально-демографической политике Общественной палаты РФ и Общественного совета Центрального федерального округа. Мы разработали Концепцию государственной политики в сфере защиты нравственности детей в РФ, состоящую из 14 законопроектов, получили отзыв Верховного суда на 4 законопроекта. Пока законопроекты находятся на согласовании с Администрацией Президента РФ. Мы будем настаивать на принятии этого пакета законов в 2009 году.

Наталья ПАРШИКОВА, статс-секретарь, заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ: Не забудьте о спорте!

2009 год должен стать еще и Годом спорта. Нам надо определить, сколько талантливых детей нужно подготовить в сборную команду, чтобы были обеспечены победы России на спортивных соревнованиях, в том числе в будущих олимпиадах. Поэтому в 2009 году мы будем лоббировать принятие закона «О спорте и спортивной подготовке», который должен регулировать все вопросы в этой сфере, в том числе вопросы развития детско-юношеского спорта.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ: Решайте сами

С 1 сентября 2009 года российская система высшего образования станет двухуровневой. Это поможет молодым людям определиться, кем они хотят быть. За годы учебы в бакалавриате студент выяснит, насколько его будущая профессия востребована, сможет решить, продолжать ли ему обучение в магистратуре. Переход на двухуровневую систему позволит студентам получить дипломы международного образца и при желании повысить свою квалификацию в западных вузах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте