В 2017 году в гимназии №1504 прошла юбилейная, двадцатая, научно-практическая конференция «Человек и общество».
1-я НПК учащихся была проведена в год празднования 850-летия Москвы. Это определило наличие таких секций, как «История», «Литература», «Философия», «Культурология». Шли годы, и вот уже возникла необходимость открыть другие секции – географии, лингвистики, москвоведения, социологии, психологии, то есть те секции, которые поднимают вопросы самоидентификации человека.Каким мы видим человека XXI века? Наверное, главным для него будет жизнь в обществе. Этот человек будет с кем-то себя соотносить, определять себя не только как отдельную личность, но как часть чего-то большего. И каждую минуту он будет учиться в этом обществе существовать не как типичный обыватель, а как человек дела, человек слова, человек совести, человек чести.За 20 лет на НПК выступили со своими исследовательскими работами около трех тысяч школьников. Это те ребята, которым мало страниц учебников, которые хотят «во всем дойти до самой сути», у которых аналитический ум и страстное желание познания. Научно-практическая конференция дает им возможность не только представить результаты своего исследования, но и участвовать в дискуссиях на научные темы, расширять свой кругозор, общаться с интересными людьми, найти единомышленников, получить стимул к саморазвитию.Членами «высокого ареопага» являются преподаватели высших учебных заведений – МГПУ, МПГУ, МосГУ, РУДН, МГИМО, поэтому для учащихся НПК является первым опытом научной деятельности, открывает перспективы для дальнейшего развития и является залогом будущих поисков и открытий, покорения высот науки.НПК «Человек и общество» создает условия и ресурсное обеспечение для удовлетворения потребностей учащихся в информационном общении. Исследовательские умения и навыки формируют определенную поведенческую модель «публичного человека», призванного реализовать ситуацию успешности в социуме, что чрезвычайно важно в нынешних условиях. НПК – это школа, позволяющая адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и интегрировать ценности в системе мировой и национальной культур, обеспечивать соответствие международным требованиям реализации программ для детей с высокими интеллектуальными способностями.Проблему исследования каждый участник выбирает сам исходя из своих интересов. «Тем работы и интересны – нет дублирующихся. Давайте посмотрим на тематику исследований и убедимся в этом: «Римская правовая система и ее отголоски в праве государства XXI века», «Регионизация российской прессы», «Лесной житель XXI века», «НАТО: истоки создания и пути к стратегическому партнерству России», «Контекстуальные и интертекстуальные связи стихотворения Ходасевича «Автомобиль».Девизом конференции является латинское изречение ars longa vita brevis (искусство вечно, жизнь быстротечна), заставляющее обратиться к вечным проблемам бытия, их звучанию в современном мире. С большим интересом исследуются учащимися причинно-следственные связи исторических событий, что необходимо для понимания и осмысления уроков прошлого.- Я считаю, что место человека в современном обществе, – говорит С.Бабкин, – это место своего рода изгоя, который вынужден постоянно адаптироваться в современном постоянно меняющемся обществе глобализации, смеси культур, информационного взрыва. Это человек на перепутье. Это может быть перепутье между Востоком и Западом, богатством и бедностью, культурой и бескультурьем. Но человек всегда на перекрестке, всегда один, сам за себя.- Человек как гражданин, любящий свою страну, как личность, стремящаяся к совершенствованию, как член общества, уважающий свою и мировую культуру, который стремится возродить то великое, что, к сожалению, было утрачено, – считает С.Гапоненко. – В настоящее время происходят определенные изменения в человеке, – размышляет А.Таганцева. – Все больше внимания уделяется его духовному развитию. Человек является духовно свободным, имея право выбора в нравственном развитии.- Основные проблемы, волнующие человека, – это поиск идеального общества и его сохранение, – уверен А.Леванов.- Нивелирование личности и может быть вызвано НТР и тотальным режимом, связью духовного развития с социальной свободой, – предполагает А.Королева. – Человек стремится определить для себя смысл жизни, в этом помогает литература.- Человек сам развивается как личность, – замечает Д.Истратий. – И в современных условиях человек должен быть образованным, воспитанным, справедливым, смелым и добрым, иметь активную жизненную позицию, обладать толерантностью, то есть соблюдать принцип этнической терпимости.- Важнейшая задача – воспитание человека, особенно ребенка, – высказывает свою точку зрения М.Васильева. – Выбор должен быть связан с хорошей литературой. Главная проблема – низкая духовность современного общества.- Личность человека эволюционирует в зависимости от времени и личных потребностей, – отмечает Е.Шурдова. – Главное, чтобы не было самоуспокоения.
Комментарии