В предыдущем номере «Учительской газеты-Москва» мы начали рассказ о первом форуме молодых педагогов Зеленограда «Молодые педагоги – за нами будущее!». Но интересных обсуждений на этой встрече было гораздо больше, нежели уместилось на трех полосах газеты. Поэтому мы продолжаем рассказ об этом удивительном событии.
«Будущее – в руках школьного учителя», – когда-то сказал Виктор Гюго. И эта мысль была важна в XVIII веке, но не менее важна и сейчас. Для учителя будущее – как золотой слиток: оно имеет особый вес и цену. И современные педагоги задумываются о будущем уже сегодня. Давайте представим 2030 год. Большинство людей скажут: «Дожить еще надо, когда-то это будет». А педагоги быстро посчитают, что выпускник-2030 – это сегодняшний воспитанник дошкольного отделения. А те, кто будет принимать решения по стратегии развития государства в 2030 году, уже ходят в школу. И от правильности их решений зависит будущее нашей страны. Значит, молодые педагоги 2016 года в ответе за будущее России! акой он – ученик-2030? Чем он отличается от ученика сегодняшнего? Какова роль учителя 2030 года? Должен ли учитель только учить? Предлагаю сегодня немного поразмышлять об этом. XXI век принес вместе с собой много нового: новая экономика, новые технологии, новые вызовы. Глобализация, Интернет, компьютеры, планшеты, искусственный интеллект… Для того чтобы быть успешным в этом мире, нужно обладать новыми компетенциями. И если раньше взрослый человек заведомо больше знал и умел, чем ребенок, то сейчас ситуация может быть точно наоборот. «Цифровые» ученики по многим вопросам компетентнее своих «аналоговых» учителей и родителей. Современное образование должно точно и моментально отвечать на запросы человека, семьи, профессионального сообщества, бизнеса и государства. Только в этом случае выпускник школы будет успешен в дальнейшей жизни.Ученик-2030, по мнению экспертов, должен обладать: – академическими знаниями (как применять базовые знания в повседневной жизни); – профессиональными навыками (как решать сложные нестандартные задачи); – личными качествами (как взаимодействовать в изменяющейся среде). При этом последние считаются наиболее значимыми. Получение на выходе из школы выпускника, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, практически невозможно в традиционной школе. Многие из нас это уже очень хорошо понимают, ведь классно-урочная система обучения, одновозрастные классы, одинаковые требования ко всем учащимися все чаще и чаще дают сбои. Именно поэтому уже сейчас необходимо провести ревизию всех констант современной системы образования. И представить себе, какая она – школа 2030 года.Источник знанийНе так давно печатная книга была источником знаний. А что теперь? Объем информации удваивается каждые полгода, созданная всемирная сеть Интернет позволяет из любой точки мира в любой момент времени получить и обработать необходимую информацию. Почти половина экспертов считают, что интернет-контент станет главным источником знаний.УчительОн станет проводником учащегося, организующим индивидуальную траекторию его обучения, наставником в мире информации. Ведь критический подход к информации, умение находить ее достоверные источники является основой для получения академических знаний. В процессе обучения будут размываться границы между теми, кто учит, и теми, кто учится. Ученик станет главным героем своего учебного процесса, а семья и государство – заказчиком результата.Школьная системаОна, как набор стандартов, перейдет в школу с множеством форм обучения. Футурологи предполагают, что к 2030 году в школе будут широко использоваться симуляторы деятельности (реальности) и компьютерные игры и будет проводиться массовый анализ паттернов обучения. Особое внимание хочется уделить последнему понятию. В ходе компьютерной игры или работы на симуляторе вы производите ряд повторяющихся действий – паттерны. Все это фиксируется в системе. По итогам серий игр или работ паттерны собираются, анализируются и на их основе создается персональная карта способностей ребенка. То есть, как только вы дали ребенку гаджет, вы уже начали собирать информацию о его способностях и начинаете выстраивать его индивидуальную траекторию обучения.Учебный планОн станет индивидуальным, ориентированным на каждого конкретного учащегося. Причем на первый план выйдут личные качества и профессиональные умения, такие как критичность мышления, способность говорить публично, работать в команде, адаптироваться к непредвиденным событиям. Однако необходимо отметить, что вышеперечисленные коммуникации не смогут заменить глубокие академические знания.Домашнее заданиеВопрос домашнего задания к 2030 году решится сам собой. Ведь практически вся работа учащегося будет самостоятельной и домашней. Главное, что домашнее задание станет более индивидуальным и будет выполняться в удобное время и в удобном темпе.А расписание уроков? «Школа вне школы» 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Именно в таком режиме будут учиться учащиеся XXI века. Каждый сможет выбрать для себя наиболее удобное время и способ получения знаний. Это могут быть «глобальные классы», когда одновременно в сети на занятии присутствует большое количество учащихся из разных точек доступа, или другие формы ИКТ-решения для организации обучения. Хочется отметить, что уже сейчас онлайн-образование и игры-квесты развиваются стремительными темпами. И на смену профессиональным педагогам в организацию процесса обучения вступают профессионалы из других сфер деятельности. Так, в 2012 году начали работать бесплатные онлайн-курсы, организованные Стэнфордским университетом Coursera. «Обучать миллионы студентов со всего мира, изменяя метод традиционного преподавания» – заявленная миссия организаторов курсов. Уже сегодня на курсе зарегистрировано более 18 миллионов слушателей из разных стран мира, преподавателями 140 ведущих вузов и университетов мира организовано 844 курса. С 2014 года в системе начали появляться отдельные курсы на русском языке. 23 декабря 2013 года в России стартовала российская система электронного онлайн-образования, построенная по технологии массовых открытых онлайн-курсов «Универсариум». В настоящее время на курсе зарегистрировано полмиллиона слушателей. Таким образом, уже сегодня можно попробовать себя в роли ученика-2030, обучаясь на онлайн-курсах, тем более что они позволяют развивать свои личностные и профессиональные компетенции, не выходя из дома, в любое удобное время.Главным недостатком вышеназванных курсов на данный момент является то, что сертификаты и дипломы не учитываются как официальные документы. Однако уже сегодня в системе Coursera активно разрабатывается система сертифицированной аттестации ее обучающихся. А в перспективе 2030 года наравне с дипломами образовательных учреждений будут активно приниматься сертификаты компаний и портфолио достижения. А отметки? Кто оценит ученика? В настоящее время школьная отметка необходима для диагностики уровня ученика. Но не кажется ли вам, что существующая сегодня система оценивания не показывает всего спектра уровня развития и знаний учащегося. Ведь подчас в нестандартной ситуации лучше проявляет себя тот, кто не совсем успешен в базовых знаниях. Вот и получается, что главной оценкой ученика (а при образовании через всю жизнь человека вообще) должен стать накопленный багаж достижений в разных областях жизни, а информационные технологии позволят сделать его заслуги доступными и прозрачными. Язык обучения. Почти половина экспертов считают, что английский язык станет глобальным языком образования. Когда же закончится процесс обучения? Вопрос, как мне кажется, уже сейчас является праздным. Ведь всем понятно, что обучение в современном мире – это дело всей жизни.Будущее определено, образ ученика и школы-2030 специалистами и футурологами описан достаточно полно. Готово ли московское образование сегодня ответить на вызовы, выдвинутые будущим? В своей инаугурационной речи Президент РФ Владимир Владимирович Путин сказал: «Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными. Это основа и экономического роста России, и ее политической стабильности. И мы будем делать всё, чтобы каждый человек смог проявить свой талант и свои способности». Государство выдвинуло новые требования к системе образования, сформулировало новые цели и ценности образования. И это обусловило необходимость перехода от традиционной системы обучения к системе, ориентированной на развитие свободной личности обучаемого, умеющей принимать решения и нести за них ответственность. Изменения уже начались, и педагоги ощущают это уже сегодня. Так выделены и определены факторы, определяющие структуру и направленность образовательной системы, одновременное интенсивное изменение которых создает кумулятивный эффект и приводит к необходимости принятия инновационных решений, направленных на развитие новой образовательной системы. Еще 5 лет назад система столичного образования была достаточно разнородна и включала в себя более 4 тысяч образовательных организаций разного вида (статуса) и уровня финансирования. Система управления образованием в Москве была также неоднородна и состояла из целого ряда надшкольных структур, таких как департамент образования, окружное управление образования, окружные методические центры, директора, назначаемые учредителем. Свобода школы в решении широкого круга вопросов, в том числе в распределении финансов, была ограниченна. Образование Москвы на тот момент было закрытой системой для широкой общественности, в том числе и родителей. Могла бы такая система образования решить ключевую задачу, поставленную государством, – помочь ученику вырасти полезным для своей страны, общества, города, семьи и для себя самого, воспитать у него чувство ответственности за имеющуюся у него свободу? Конечно, нет! «Школа просящая», зависимая не может воспитать свободную личность. Именно воспитательную функцию Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит на первое место в определении понятия «образование»: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». Школа из объекта передачи знаний перешла в субъект воспитания. Школа как СУБЪЕКТ способна сформировать личность ребенка, его жизненную позицию, его отношение к окружающему миру, проявляющееся в мыслях и поступках. Но для того чтобы школа смогла сформировать жизненно важную позицию ребенка, она сама должна обладать таковой. Выдавая выпускнику аттестат зрелости, школа сама должна соответствовать такому аттестату. Деятельность школы должна сопровождаться характеристиками поведения взрослого субъекта: – способностью практического преобразования уклада жизни с целью получения результатов, полезных для участников образовательного процесса и общества в целом; – способностью адекватного оценивания и контролирования себя и собственных результатов, способностью нести за них публичную ответственность; – способностью создать эффективное взаимодействие с внешним миром. Только школа с такими способностями может быть субъектом образования. Это определяет новое содержание ее деятельности – чему учить, как учить и, самое главное, для чего учить. Очевидно, при таком подходе школа перестает быть МЕСТОМ пребывания (а иногда и отбывания) наших учащихся и становится СУБЪЕКТОМ по формированию их личности для жизни в сложном, изменяющемся взрослом мире. В этой связи в 2011 году была сформулирована первая стратегическая педагогическая задача московского образования: поставить школу в такие условия, которые выработали бы у нее навыки и качества, позволяющие ей стать авторитетной, заслуживающей доверия, солидной, самодостаточной, свободной и ответственной за свою свободу, а также надежной для всех внешних партнеров. Для достижения поставленной цели в первую очередь изменилась система финансирования. Сегодня московская школа живет по понятным формулам: будь то объем субсидии на выполнение государственного задания, размер бюджетного финансирования дополнительных образовательных программ или величина оплаты труда директора. Ученик как основной финансируемый параметр обеспечивает наполнение доходной части школьного бюджета и является залогом финансовой устойчивости школы. Итоги введения нормативно-подушевого финансирования: – увеличение общего объема финансирования школ; – увеличение средней заработной платы педагогов за счет увеличения зависимости уровня оплаты труда от качества работы педагога; – образовательные организации стали обладать финансово-экономической самостоятельностью, стали требовательными и грамотными получателями нужных услуг; – в разы сократился штат административно-управленческого персонала.В настоящее время московское образование решает следующие задачи: представление максимально допустимой свободы и предельное использование всех современных возможностей для реализации школой публичной ответственности перед городом за свои результаты. Важнейшую роль в реализации принципов открытости и прозрачности играют возможности Интернета и современные информационно-аналитические системы. Сервис «Открытый департамент» позволяет следить за всем происходящим в образовании Москвы в режиме онлайн. А использование информационно-аналитических систем позволило уменьшить бумажную нагрузку на образовательные организации: автоматизировать формирование отчетности, начисление заработной платы, снизить количество запросов и многое другое. Вся информация в таких системах абсолютно прозрачна и открыта для всего города. С 2011 года в Москве формируется ежегодный независимый рейтинг школ, который стал объективной и общепризнанной шкалой оценки качества московского образования. Сегодня уверенно можно утверждать, что ранжирование образовательных организаций, то есть формирование рейтингов в сфере образования, становится одним из инструментов ее совершенствования, особенно в части формирования мотивации педагогических коллективов на достижение более высоких образовательных результатов. Уже сегодня можно сказать, что образовательные организации Москвы постепенно становятся субъектами образования. Педагоги в своей деятельности ориентируются в первую очередь на создание и организацию условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. А повышение образовательных результатов школ Москвы очевидно: – за последние 5 лет в два раза увеличилось количество московских победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников; – в два раза выросла доля выпускников, набравших по итогам ЕГЭ 220 и более баллов по трем предметам, а более 250 баллов выросло в 4 раза; – за последние два года количество образовательных организаций Москвы, вошедших в Топ-25 лучших школ России, выросло с 7 до 12, а в Топ-500 – с 83 до 139 школ; – более чем в 90% школ Москвы реализуется более трех программ профильного образования; – в школах организованы и активно работают кадетские, инженерные и медицинские классы, внедряются индивидуальные учебные планы; – расширяется сеть дополнительного образования, в том числе в рамках реализации таких проектов, как «Профессиональная среда», «Университетские субботы» и др.; – широко распространяются и продолжают расширяться возможности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, в том числе в рамках реализации проекта «Школа новых технологий». Система образования Москвы пять лет движется в направлении школы-2030, и движется успешно. Уже сегодня сформулированы приоритетные задачи в образовательной сфере на 2016 год: – повышение качества управления школами для достижения массовых высоких образовательных результатов; – улучшение условий для профессионального развития учителей; – совершенствование методов обучения и развития воспитательной работы в школах. И только от качества нашей работы, инициативности, креативности и самостоятельности в решении поставленных задач зависит образовательный результат выпускника московской школы, а значит, будущее страны.«Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее» (Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»). Ольга МАКАРОВА, директор школы №842
Комментарии