search
main
0

Каким должно быть наставничество в педагогической среде?

Минпросвещения проведет Всероссийскую конференцию «Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии». Форум пройдет 16-17 февраля в Уральском государственном педагогическом университете. Участники конференции обсудят наставничество как ресурс непрерывного профессионального развития педагогов, условия развития системы наставничества в России и за рубежом, современные практики и новые форматы наставнической деятельности.

О том, в чем должно заключаться наставничество в педагогической среде и что необходимо для его развития, размышляют наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Самое сложное в создании системы наставничества – это четко отработанный, но гибкий механизм. Гибкий – поскольку каждый педагог приходит в коллектив со своей историей, опытом, идеями. Это может обогатить образовательную организацию, а хороший наставник поможет дорастить идею до результата. Отработанный – потому что простое закрепление ментора за молодым сотрудником ничего не дает. Эффект возникает, если обоим понятны точки профессионального или личностного роста, со стороны менее опытного специалиста есть запрос, а наставник может обеспечить адресную помощь.

Внедрению моделей наставничества может помочь система независимой оценки квалификаций в образовании. Независимая оценка устроена так, что кроме итогов экзамена соискатель получает описание дефицитов. В 2022 году более 170 человек, среди которых и будущие, и опытные педагоги, уже сдали первые профэкзамены. Для студентов, например, самыми сложными вопросами стали системно-деятельностный подход, обучение детей с ОВЗ и нормативные документы. Ребята признались, что этот результат объективен. А значит, наставнику, который начал с ними работать с сентября, на старте понятно, на что обратить внимание.

 

Максим ГРИШИН, председатель Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования, заместитель генерального директора по УВР Лицея «Бауманский» Республики Марий Эл:

– Система наставничества, на мой взгляд, складывается из трех смысловых аспектов. Во-первых, сам молодой специалист должен понимать, что наставник для него не очередной контрольно-надзорный орган, а друг и помощник. Во-вторых, наставнику нужно осознавать, что он выполняет чрезвычайно важную миссию. Здесь исключен принцип «живу одним днем». Третье, и, пожалуй, самое важное, – создание условий руководителем организации. Директор в первую очередь заинтересован в кадрах, а значит, в его силах материальное и нематериальное стимулирование процесса наставничества.

В методических рекомендациях о создании целевой модели наставничества (совместное письмо Минпросвещения и Общероссийского профсоюза образования) сказано, что на сегодняшний день «наставничество в образовании развивается преимущественно как волонтерское движение. Существует реальная потребность его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в образовании». С этими словами трудно не согласиться. Для возрождения системы наставничества в образовании сделан большой шаг – разработана нормативная база, однако еще больше предстоит сделать.

Олеся ГОНЧАРУК, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Волгоградской государственной академии последипломного образования, председатель клуба «Наставник» Общероссийского профсоюза образования:

– С одной стороны, наставничество в образовательной организации должно создавать условия для профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов, для привлечения лучших выпускников вузов, для «горизонтального обучения» педагогов на основе обмена опытом. С другой стороны, если рассматривать наставничество на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, то это эффективная форма для распространения передового педагогического опыта, для создания профессиональных сообществ, что, как следствие, повышает престиж учительской профессии. Лично для педагога-наставника это профессиональное развитие в режиме многозадачности, вертикальный и горизонтальный карьерный рост.

 

Наталия КИРЕЧЕНКОВА, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Общественной палаты Воронежской области:

– На мой взгляд, кроме обычного наставничества, когда за молодым учителем-предметником закрепляют более опытного, также должно быть наставничество другого рода – для человека, который только что появился в коллективе, то есть нужен наставник по вхождению в коллектив. В детских сообществах его обычно называют бадди – от английского «дружище», «приятель». Вполне возможно, что это будут два разных человека, потому что тот, кто помогает адаптироваться в коллективе, может вести совершенно другой предмет, просто он оказался ближе новичку по духу и по своим жизненным ценностям.

 

Юлия ИЛЮХИНА, доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования Краснодарского края, наставник абсолютного победителя и семи лауреатов конкурса «Воспитатель года России»:

– Наставничество в педагогической среде – это особый, сакральный акт взаимодействия двух человек, при котором передаются не столько техники, приемы и алгоритмы процессов, сколько ценности и смыслы педагогической профессии в целом.

Отсюда рождается самое большое опасение относительно развития системы наставничества в педагогической среде: бюрократизация и формализация процессов.

Когда наставника назначают, велик риск не совпасть по ценностному и смысловому полю, а значит, возможно неконструктивное противостояние. Когда же наставника заставляют отчитываться о проделанной работе, велик риск возведения потемкинских деревень и ухода от содержательного взаимодействия в формальное.

 

Дина МИРОШНИКОВА, учитель химии и биологии, Московская область:

– С моей точки зрения, наставник – это профессионал с большим опытом работы, пользующийся авторитетом у учеников и коллег. Мне повезло: в вузе у меня были педагоги старой школы, убежденные, что мы, будущие учителя, должны свободно владеть теоретическим материалом и знать разные методики. А выбрать подходящую поможет уже опыт. Потом повезло еще раз – в школе моим наставником стала завуч по учебной работе. Более 20 лет назад не было такого количества писем из управления образования и отчетов, поэтому она плотно занималась молодыми специалистами. Она ходила на мои уроки, потом их анализировала, давала советы.

Сейчас моим тьютором является выпускница вуза, не работавшая в школе ни дня. В начале года я сама заполняю себе маршрут, потом отчитываюсь о его выполнении. Убеждена, что если цели и задачи Минпросвещения благие, то будут пересмотрены критерии назначения наставников, и молодым педагогам будет реальная помощь.

 

Ирина ЛЕБЕДЕВА, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Карелии»-2021, заместитель директора по УВР центра образования и творчества «Петровский дворец», Петрозаводск:

– Наставничество – это неформальные, доверительные отношения, поэтому загонять его в формальные рамки или утверждать работу наставников школьным приказом – занятие малоэффективное. Результат будет только тогда, когда наставник готов и хочет помогать, делиться опытом, а наставляемый – открыт к сотрудничеству и изменениям.

Для развития наставничества необходимо преодоление стереотипов. Важно показывать, что наставничество не имеет возрастных или должностных ограничений. Сейчас нередки практики, когда не только опытный педагог является наставником у молодых учителей, но и, наоборот, когда педагог с небольшим стажем оказывает помощь опытным учителям. Особенно это проявилось в период пандемии, когда молодые педагоги, владеющие технологиями использования интернет-ресурсов, обучали старших коллег.

 

Мария УЛЬЯЩЕНКО, преподаватель начальных классов Панковской средней школы, Новгородская область:

– Наставничество в нашей школе является многолетней традицией. Молодой учитель может подойти к своему наставнику с любым вопросом, касающимся не только уроков, но и, например, дисциплины в классе, детской психологии, работы с родителями. Наставник должен быть первым помощником начинающего педагога, между старшим и младшим товарищем устанавливается уникальная дружеская связь.

 

Евгения К., учитель лицея, Нижний Новгород:

– Я понимаю это только на индивидуальном уровне в отдельно взятой школе. Старший по опыту (и возрасту, наверное) делится своими умениями с молодыми. Ходит на уроки, обсуждает, помогает. Рассказывает о своих уроках, показывает их. Сопровождает на всех этапах: проверка тетрадей, подготовка к урокам, их анализ. Просвещает в широком смысле: что надо прочитать, на какой спектакль, выставку, фильм сходить. Ну и в узком: на какие курсы записаться, что из методической литературы почитать.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте