search
main
0

Каким должен быть современный школьный музей?

Подведены итоги Всероссийского конкурса «Школьный музей – взгляд в будущее», организованного Министерством просвещения России и Фондом стратегических инициатив Музея Победы.

Его победителями стали 50 музейных команд и 23 педагога-наставника, представляющие 41 регион России, а число участников превышает две тысячи человек из 76 регионов страны. Работы были представлены в трех номинациях: «Предметные уроки в школьном музее», «Разговоры о важном» в школьном музее», «Классный час в школьном музее».

Победители конкурса смогут принять участие в ежегодном Всероссийском съезде «Школьный музей Победы», который состоится 26-27 октября 2023 года в Москве.

А каким должен быть современный школьный музей, который мог бы заинтересовать учащихся? Об этом рассуждают наши эксперты.

 

Елена СЛЕСАРЕНКО, руководитель Детского центра Музея Победы:

– Благодаря конкурсу было инициировано более 500 событий по всей стране, которые заинтересовали более 10000 школьников и педагогов.

Вместе с педагогами программы «Школь­ный музей Победы» мы действительно разрабатываем огромное количество проектов, которые вовлекают современных ребят и педагогов, создавая воспитывающую среду.

Программа «Школьный музей Победы» – одна из самых успешных инициатив, объединяющих образование и культуру. Благодаря таким конкурсам смело можно сказать, что каждый участник вносит реальный вклад в противодействие фальсификации истории России и ее народов.

 

Николай МАХНЕВ, исполнительный директор проекта «Сельские школы России», руководитель проектов фонда «Институт воспитания строителей страны»:

– Отвечая на вопрос, каким должен быть современный школьный музей, хочется сказать, что, во-первых, разным. Во-вторых, необходимо участие музейных специалистов в организации и работе таких музеев. В-третьих, нужно внимательно изучить победителей этого конкурса и опросить учащихся школ-победительниц, что им нравится в их школьных музеях. В-четвертых, мы забываем, что сегодня финансирование музеев практически не заложено в школьных бюджетах.

На мой взгляд, нужно дать возможности ряду школьных музеев работать в рамках проекта «Пушкинская карта», чтобы привлекать финансирование для своего развития. Особенно это актуально для сельских школ. Сегодня ни один школьный музей не работает по Пушкинской карте. А было бы интересно, если бы следующий конкурс предоставил такую возможность победителям.

 

Татьяна МУРАДХАНОВА, директор школы №5, с. Эдиссия, Курский муниципальный округ, Ставропольский край:

– Школьный музей – место духовного роста и развития, познания культуры и истории, участия школьников в диалоге поколений, место соприкосновения с культурой и традициями предков. Это лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Каким, на мой взгляд, должен быть современный школьный музей, который мог бы заинтересовать учащихся?

Во-первых, работа его рассматривается как бесконечный акт творческой самореализации руководителя музея, школьного актива, учителей, учеников и добровольных помощников.

Во-вторых, он может оперативно развернуть свои экспозиции на любом доступном пространстве, включая коридоры и учебные классы.

В-третьих, музей обеспечивает широкие возможности демонстрации результатов поисковой, исследовательской и творческой деятельности школьного музея. Это внутришкольные презентации проектов выставок, отчетов, конференций, родительских собраний, спектаклей, а также презентации, выходящие на уровень муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов и конференций.

Важным фактором для современного поколения являются также мобильность и интерактивность экспонатов. Музей на деле становится одной из составляющей школьной жизни и стимулом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества и поисково-исследовательской деятельности. И что очень важно сегодня, все это происходит на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Во всей школе создается эстетически значимая и воспитывающая среда для подрастающего поколения.

Наш школьный музей посвящен истории села Эдиссия. Музей уже давно превратился в исследовательский центр по поиску, сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, средство творческой самореализации мыслящего, ответственного, интересующегося историей своей Родины гражданина-патриота.

 

Любовь НИФАНТЬЕВА, руководитель музея «Память и время» школы №3 Петрозаводска и поискового клуба «Север», филолог и краевед, Республика Карелия:

– Привычные стенды и экспонаты… Этого сегодня мало. К тому же стенды должны быть яркими, привлекать внимание, информация – лаконичной и изложенной хорошим литературным языком. Все экспонаты можно потрогать, подержать в руках. Каждый музей должен иметь свою изюминку, как, например, у нас: сидящий в землянке за рацией разведчик (манекен), рядом ключ, на котором можно отстучать радиограмму. Музей, одним словом, должен быть живым организмом с крепкой командой, активно участвующим во всех акциях, делах города, республики, России.

Хорошо, когда при музее действует клуб. Такой тандем позволяет обогатить и разнообразить деятельность. Конечно, самые новейшие технологии обычному школьному музею не потянуть, но кое-что доступно и нам. Например, особые шторы-стенды поверх основных экспозиций. Это одно из новшеств нашего музея «Память и время», позволяющее расширить выставочное пространство.

Брендом нашего музея было настенное панно, которое сразу настраивало ребят на нужную волну. Когда мы обновляли пространство, единственное, что оставили без изменения, – панно, хотя дизайнеры предлагали и его убрать. Взбунтовались северяне разных лет, они без панно не мыслили музея!

Думаю, школьный музей должен привлекать не только внешним обликом, но и деятельностью: разнообразные интересные квесты, игры, театральные экскурсии. Все это стараемся проводить и мы. Когда искреннее и живое слово идет от сердца к сердцу – это самое ценное. Но за всем этим огромный труд педагога. Мы с ребятами в постоянном поиске новых форм работы.

Уверена, музей должен быть включен в образовательный процесс школы. Сейчас наша образовательная организация капитально ремонтируется. Ждем окончания ремонта, чтобы возобновить работу музея, которая, несомненно, будет переосмыслена за текущий год и пополнится новыми находками и придумками.

 

Анна БОГДАН, педагог-организатор школы №340 Невского района Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Воспитать человека» в номинации «Лучший руководитель школьного музея»:

– Современный школьный музей должен быть прежде всего живым. Это место, где постоянно есть дети, куда их тянет. Когда им интересно, они с удовольствием подхватывают творческую инициативу на заданную тему. Ученики должны понимать, что музей связан с ними лично. Если, посещая его, они чувствуют личную сопричастность истории своего края, страны через экспонат, исследование, творческий проект, то их интерес к музею будет только расти. Ведь дети приходят туда отдыхать от строгого регламента учебного процесса. Школьный музей делает этот отдых полезным для души ребенка, поэтому его воспитательный аспект невозможно переоценить.

На мой взгляд, нужно делать экспозиции школьного музея доступной. И речь сейчас даже не об инклюзии. Часто он недоступен и для ребят без ограничений по здоровью: в нем нельзя трогать, нельзя ничего случайно задеть. Такой музей негостеприимен, в него неинтересно возвращаться. Начинающим школьным музеям желательно подумать, как они станут доступными, дружелюбными, увлекающими. Нужно заранее определить варианты творческой деятельности ребят в пространстве музея.

 

Татьяна Е., учитель физики, Нижний Новгород:

– В нашем городе в лицее №8 есть школьный музей, который можно назвать идеальным прообразом будущего музея. Формат его таков, что дети и педагоги включены в формирование экспозиции в постоянном режиме. Коллекция регулярно пополняется, каждый может вписать свое имя в историю школы. Экспозиции поделены на темы: это не только военная история, но и вклад выпускников в науку, народное хозяйство, музей творческой и научной интеллигенции, деятельность на благо города и страны. Есть экспозиция, посвященная выпускникам-медикам, исследователям в разных областях науки. Словом, музей живой, обновляющийся и работающий на формирование будущего.

Мы были там на экскурсии и удивлялись, как просто, логично и разумно все продумано. Как это эффективно организовано. Конечно, чаще всего школьным музеям не хватает включенности учеников. Работают только активисты. Тут постарались охватить каждого. Это дорогого стоит.

 

Виктор ИВАНОВ, учитель школы с. Медведь, Новгородская область:

– Школьный музей должен служить в первую очередь патриотическому воспитанию детей, а не быть просто красивой выставкой с интерактивными развлечениями. Мы с учениками нашей школы в рамках работы краеведческого кружка собираем рассказы старожилов, информацию о воинах – освободителях нашего края от фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны. Благодаря этой работе издали уже три книги об истории родного села. Сотрудничаем с Музеем села Медведь и другими краеведческими музеями, проводим на их базе уроки и внеклассные занятия.

Интерес к истории своей малой родины у школьников должен быть живым, поддерживаться их собственными активными поисками. В этом и секрет подлинного успеха работы школьных музеев. А зависит он всегда от учителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте