Первый этап эксперимента по введению ЕГЭ завершается. Настала пора осмыслить, что сделано, и наметить наиболее оптимальные пути формирования материалов для продолжения эксперимента в следующем году. Прежде всего это касается тех контрольно-измерительных материалов (КИМ), которые позволят, с одной стороны, определить уровень и качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, а с другой стороны, отобрать тех, кто наиболее подготовлен для продолжения обучения в вузах.
Принять участие в этом процессе могут все, кто имеет соответствующий педагогический опыт. Так, в начале следующего учебного года Министерство образования Российской Федерации наметило провести конкурс “Контрольно-измерительные материалы и банки заданий для единого государственного экзамена”. Участники, предложившие наиболее удачные варианты заданий, кроме наград за победу в конкурсе, будут иметь возможность стать авторами КИМ 2002 года. Лучшие задания будут приобретаться для пополнения Базы тестовых заданий ЕГЭ.
В пяти регионах России уже прошли первые единые государственные экзамены по восьми предметам – русскому языку, математике, биологии, физике, истории, химии, обществознанию и географии. При этом КИМ, использовавшиеся на первом этапе, создавались авторскими коллективами, победившими в конкурсе “Контрольно-измерительные материалы и технологическое обеспечение проведения испытаний в рамках эксперимента по единому государственному экзамену”, состоявшемся в этом году. Образцы КИМ были опубликованы в учебном пособии “Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену” (Изд. “Интеллект-Центр”, Москва, 2001) и разосланы участникам эксперимента, а также органам управления образованием всех субъектов Российской Федерации. Участники эксперимента могли заранее подготовиться к сдаче государственных экзаменов в новой форме. Подготовка, несмотря на очень сжатые сроки и на стихийные бедствия, обрушившиеся на одного из участников эксперимента (Республика Саха (Якутия), прошла организованно и успешно.
Наиболее активное участие в эксперименте (по данным на начало июля) приняли: Чувашская республика (экзамены по 8 предметам сдавали почти 16 тысяч учащихся), Республика Саха(Якутия) (3 экзамена, более 7 тысяч учащихся) и Республика Марий Эл (экзамен по математике, более 8 тысяч учащихся). В целом математику сдавали чуть более 27 тысяч, русский язык и физику – более 4 тысяч учащихся.
Следует отметить, что КИМ 2001 года создавались специалистами высшей квалификации и прошли профессиональную экспертизу. Полученные в результате этого задания являются основой для создания Федерального банка тестовых заданий. Но пока их явно недостаточно. Однако в России имеется огромный интеллектуальный потенциал и накоплен большой опыт в создании проверочных материалов. Практически в каждом учебном заведении создаются контрольно-измерительные материалы, использующиеся для оценки качества обучения. Многие педагоги имеют большой опыт создания проверочных заданий и делают это достаточно грамотно с точки зрения теории педагогических измерений. Поэтому есть все основания считать, что конкурс выявит тех, кто может внести свой вклад в создание проверочных материалов.
Так какое же содержание должны отражать КИМ? Какие требования к уровню подготовки можно определить как обязательные для всех выпускников общеобразовательных учреждений и какой учебный материал должны освоить учащиеся для успешной сдачи вступительных экзаменов в вузы?
В соответствии с Законом “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов (ст.5 п.3). В настоящее время имеет силу нормативного документа, определяющего государственные образовательные стандарты, “Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования” (приказ Минобразования от 30.06.99 N 56). Поэтому КИМ должны быть составлены в соответствии с этим документом. Причем каждое задание экзаменационной работы должно быть отнесено к тому или иному элементу этого обязательного содержания. Для обеспечения однозначности соотнесения задания к указанным элементам все они пронумерованы на основании предложений специалистов в данных предметных областях и будут опубликованы в Интернете по адресу http://www.ege.ru/concurs/ в ближайшее время (их публикация в газете ожидается в начале сентября).
Предполагается, что экспертиза и анализ поступивших на конкурс комплектов заданий будут проводиться с использованием автоматизированной системы. Поэтому представляемые на конкурс задания должны быть оформлены в электронном виде в редакторе “Word” в соответствии с шаблонами, которые можно найти по тому же адресу в Интернете. Участник конкурса должен представить в организационный комитет конкурса заявку и тестовые задания (от 60 до 80 на предмет) по одному или нескольким из следующих учебных предметов:
русский язык,
математика
физика,
химия,
биология,
география,
история России,
обществознание,
литература,
иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский).
Комплект заданий, представленный на конкурс, должен включать половину заданий, проверяющих усвоение учебного материала на обязательном, базовом уровне. Четверть заданий должны соответствовать требованиям к подготовке выпускников на уровне полноценного усвоения учебного материала – на “хорошо” и “отлично”. И четверть заданий комплекта должны позволить отобрать тех, кто освоил учебный материал на углубленном уровне и достаточно подготовлен для продолжения обучения в высших учебных заведениях по данному направлению. При этом все задания комплекта должны соответствовать обязательному минимуму содержания образования и охватывать все разделы учебного предмета.
Учитывая необходимость обеспечения высокой технологичности процедур проведения единого государственного экзамена, в вариантах экзаменационных работ выпускников предполагается использовать около половины заданий с выбором ответа. Поэтому и в комплекте тестовых заданий, представленных на конкурс, должно быть не менее половины заданий такого типа (с четырьмя вариантами ответов).
Что касается банка тестовых заданий, то здесь требуется представить демонстрационный вариант (выборочные образцы) и соответствующие инструктивные материалы. Конкурсная комиссия должна также иметь возможность познакомиться с полноценной версией банка (на базе конкурсанта).
Возвращаясь к характеристикам представляемых на конкурс материалов, следует подчеркнуть, что существенным фактором оценки является оптимальность формы и содержания тестовых заданий. При этом одно из необходимых условий – это однозначность интерпретации результата выполнения задания испытуемым. Важно также знать, что именно проверяет данное конкретное задание, поэтому наряду с указанием на номер элемента обязательного минимума содержания из опубликованного списка авторы должны представить перечень умений, контролируемых заданиями комплекта, в данной образовательной области.
Все задания должны иметь статистические характеристики: процент выполнения и дифференцирующую способность (см. указанный сайт Интернета).
Задания конкурсантов будут проходить апробацию и многоаспектную профессиональную экспертизу. Результатом этого является выбор лучших комплектов заданий, которые могут претендовать на призовые места. Конкурсная комиссия на основании стандартизованных данных, полученных в результате экспертизы, осуществит выбор победителей конкурса. Конкурс завершается опубликованием его результатов в открытой печати и организацией выдачи наград победителям конкурса.
Конкурс – это возможность для всех, кто имеет достаточный опыт педагогической работы и создания контрольных материалов, проявить себя. Но главный результат – это создание базы контрольных измерительных материалов, которые позволят оценить достижения выпускников средней школы на основе единых требований.
Александр Татур,
руководитель Центра педагогических измерений МИПКРО
Комментарии