Тему для статьи я нашел на педагогических форумах, разбросанных в бесконечном пространстве Всемирной паутины – Интернета. Форумах, на которых преподаватели – организаторы предмета, уместившегося в аббревиатуру «ОБЖ», горячо обсуждают реалии текущего дня и грядущие перспективы своей дисциплины. Если отбросить неизбежные в данном случае эмоции и риторику, главная тема будет звучать почти по-гамлетовски: быть или не быть ОБЖ (по крайней мере в теперешнем виде) – вот в чем вопрос.
Если судить строго с юридических позиций, ответ очевиден. Мы найдем его в приказах Департамента образования города Москвы от 11.05.2010 г. №958, от 04.05.2011 г. №327, от 30.08.2010 г. №889. В соответствии с перечисленными нормативно-правовыми документами основы безопасности жизнедеятельности входят в перечень предметов, обязательных для изучения в основной и старшей школе.В средних общеобразовательных учреждениях, работающих в соответствии с московским базисным учебным планом, ОБЖ в 5-9-х классах может изучаться на интегрированной основе или как отдельный предмет за счет часов истории и обществознания, естествознания, физической культуры, технологии и компонента образовательного учреждения. Общий объем изучения – не менее 136 часов.В 10-11-х классах предмет «ОБЖ» изучают как самостоятельный с учебной нагрузкой 68 часов на два года обучения. В 10-х классах дополнительно вводится обязательное проведение учебных (пятидневных) сборов по основам военной службы (35 учебных часов). Коротко и понятно.Однако с учетом современных тенденций развития образования (подготовка третьей версии проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 15.07.2011 г., введение новых федеральных государственных образовательных стандартов) все большее количество педагогов, занятых в данной области, проявляют неподдельный интерес к дальнейшей судьбе предмета (а значит, и к своей судьбе). В этом смысле интернет-форум – то место, где можно, не стесняясь, говорить о наболевшем, выдвигать проекты и гипотезы, где можно обсуждать и быть услышанным.Наглядно представить многообразие точек зрения позволит цитирование. Вот, например, как выглядит группа эмоциональных мнений с явно выраженным знаком «минус».- Отменить ОБЖ! Пусть каждый сам берет на себя ответственность – изучать этот предмет или нет… Думаю, что для изучения его не выберет ни один дееспособный ученик или родитель…- Согласен на все 100 процентов!!! Предмет не такой важный как, например, русский язык, литература, математика и др.Похожие высказывания в интернет-пространстве встречаются редко. Но о том, что они есть, надо быть в курсе.К слову сказать, умение управлять своими эмоциями есть важная составляющая безопасности жизнедеятельности. Несдержанность, гнев, грубость часто становятся основой конфликтов с далеко идущими последствиями. Но сейчас не об этом.Жизненный опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасностей, способных нанести вред жизненно важным интересам человека, в современной жизни невозможно. Это своего рода аксиома. Поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе в соответствии с требованиями и условиями современной эпохи. Его цель – воспитание физически и духовно развитых личностей, сознательно и ответственно относящихся к личной безопасности и безопасности окружающих, знающих свое место в жизни и понимающих ее смысл, способных в силу приобретенных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.Курс «ОБЖ» реализует требования федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», а также других нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности граждан.Неудивительно, что абсолютное большинство специалистов говорят о высоком предназначении предмета вот такими словами:- Считаю ОБЖ необходимым предметом. Что толку от всех остальных предметов, если человек, которому дали знания… не доживет до возможности их применения?Аналогичных мнений много. В них нет пессимизма, но есть стремление оживить предмет, взглянуть на практику его преподавания по-новому. Обзор новаций выглядит следующим образом.Предмет должен быть менее теорией, более практикой. На уроке каждый ребенок должен реально наложить повязку, сделать искусственное дыхание, заметить оставленный без присмотра подозрительный предмет, да еще и сообразить, куда позвонить и кому сообщить.Отработка практических навыков требует наличия соответствующей материальной базы, и одной школе подготовить такую базу не под силу. Ситуацию могли бы изменить, например, тренировочные межшкольные центры, которые работали бы не только для школьников, но и для всех желающих.Предмет «ОБЖ» имеет свои специфические особенности – комплексность и межпредметность, в связи с чем его изучение должно проходить в неразрывной связи с остальными предметами школьного курса. Преподавание предмета на интегрированной основе должно быть обоснованным и хорошо подготовленным. Дальнейшее развитие курса ОБЖ предполагает перенос акцента на воспитание культуры безопасности человека.В курсе предмета должен быть раздел, который можно назвать, например, «Безопасность в мегаполисе». В этом разделе должны быть изложены основы знаний в следующих областях: государство и право, психология взаимоотношений, самооборона. Особое внимание – таким направлениям, как основы информационной безопасности (чего не стоит писать о себе в социальных сетях, как хранить пароли, иллюзия анонимности в Интернете), основы финансовой безопасности (что такое финансовые пирамиды, азартные игры и лотереи, кредитные и дебетные карты), основы социальной безопасности (кто такие сектанты, как их распознать и как им противодействовать).В «Вестнике московского образования» №4 опубликована шкала трудности предметов, изучаемых в школе. Согласно этим данным ОБЖ далеко не самый трудный предмет, можно сказать, достаточно легкий. Во всяком случае, таким его видят дети. И это по-настоящему настораживает. Обеспечивать безопасность жизни (жизнедеятельности) никогда не было легким делом. Независимо от того, своя это жизнь или чужая.Владимир БАТУРКИН, методист ОУМЦ СВАО
Комментарии