Глава Минобрнауки России Ольга Васильева в интервью РБК заявила, что «за последние 30 лет не было ни одного масштабного исследования в области детской психиатрии и нейрофизиологии». Так ли это? Слово нашим экспертам.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:- Само наличие, а также масштабность исследований в области детской психиатрии и нейрофизиологии правильнее оценивать психиатрам и нейрофизиологам, если мы говорим о тех разработках, которые используются в медицинских целях. Если же говорить об исследованиях, результаты которых были бы известны широкому кругу педагогов и влияли бы на массовую педагогическую практику, то таких действительно нет.В педагогической науке проводилось собственное изучение различных процессов у детей разного возраста – от детского сада до старшей школы. Работали как федеральные, так и региональные экспериментальные площадки по отработке технологий целенаправленного развития ряда способностей ребенка – мышления, воображения, понимания, моделирования, технологий развития памяти и внимания. Во многом на основании этой работы формировались требования федеральных государственных стандартов.Являются ли эти исследования исчерпывающими? Безусловно, нет. Необходимо делать следующий шаг как в организации краткосрочных, так и лонгитюдных исследований, когда аккумулируются результаты развития различных групп обучающихся с 1‑го по 11‑й класс и даже в течение двух-трех лет после выпуска. Это позволит выстраивать образовательную политику в России на мощной научно-практической основе. Ежедневное изменение мира вокруг ребенка не может не влиять на то, насколько успешным оказывается процесс его обучения. Сегодня все больше детей начиная с детского сада погружаются в виртуальную среду – игры, мультфильмы, видеоролики пользователей сети Интернет самого различного содержания. Мы должны понимать, как на ребенка влияет не только сам контент, но и канал получения информации. Есть исследования, преимущественно зарубежные, касающиеся влияния на восприятие человеком готовых визуальных образов. Они позволяют предположить, что у ребенка их потребление может затормозить, а то и остановить развитие воображения, которое напрямую влияет на способность в дальнейшем предлагать собственные идеи, проектировать. Есть исследования, касающиеся особенностей восприятия печатного текста и текста с экрана электронного устройства. Они посвящены в первую очередь способности воспринимать логическую структуру текста, а это ставит вопрос о форматах и видах электронных устройств, используемых в процессе обучения. Существуют даже исследования, касающиеся оптимальной длины текстовой строки на экране.Это становится особенно актуально в условиях набирающей обороты цифровизации образования и экономики: все принимаемые нами решения сегодня скажутся на будущем наших детей. Учителя-практики, например, уже говорят о том, что современные дети более развиты интеллектуально, чем их сверстники 15‑20 лет назад, но отстают в психоэмоциональном и социальном развитии. Результаты масштабных исследований должны становиться основанием для использования технологий и подходов в сфере образования.Александр АСМОЛОВ, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАО:- В последние 30 лет отечественная наука отнюдь не стояла на месте. Необходимо отметить, в частности, фундаментальные исследования заведующего кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ Евгения Соколова, заведующего лабораторией Института биологии развития РАН Дмитрия Сахарова, руководителя отдела нейронаук Курчатовского института Константина Анохина, заведующего лабораторией Института психологии РАН Юрия Александрова, заведующей отделом общего языкознания и лабораторией когнитивных исследований Института филологических исследований СПбГУ Татьяны Черниговской. Их деятельность, посвященная изучению роли нейрофизиологических механизмов в эволюции познания мира, в том числе в становлении и развитии высших психических функций человека, задает ведущие тренды современной нейрокогнитивной науки. Последователи таких классиков в области нейропсихологии, физиологии активности, теории функциональных систем, как Александр Лурия, Николай Бернштейн, Петр Анохин, разрабатывали и продолжают разрабатывать новейшие подходы к когнитивному развитию детей, искусственному интеллекту, нейрореабилитации, восстановлению речи, аффективным расстройствам, в том числе при аутизме. А как не вспомнить про работы доцента кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Виктора Лебединского, заведующей лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ Татьяны Ахутиной, научного руководителя Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия Жанны Глозман, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Безруких и других российских ученых! Словом, за эти три десятилетия было сделано столько, что перечислять можно очень долго.Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, академик РАО, доктор биологических наук, профессор:- Это высказывание меня обрадовало и огорчило. Обрадовало, потому что не один год мы говорим о необходимости исследований и разработки физиологического, психологического и социального портрета современных детей на разных этапах возрастного развития. Огорчило, потому что в Институте возрастной физиологии на протяжении последних 50 лет ведутся системные, комплексные нейрофизиологические исследования, результаты и практические выходы которых буду рада представить Ольге Юрьевне.P.S. Продолжение темы в следующем номере «УГ»
Комментарии