В наш Центр обращаются родители детей двух-трех лет, которых волнует, что их ребенок к этому возрасту произносит только отдельные звуки или буквально десяток слов. Однако это только первый видимый слой проблемы.
На первой консультации выясняется, что есть и другие трудности, беспокоящие семьи: «Нормально ли развивается мой ребенок?», «Компетентный ли я родитель?», «Как научить ребенка общаться со сверстниками?» и многие другие. Обилие информации в современном обществе, уход от семейных традиционных форм воспитания, интенсивный ритм жизни в мегаполисах лишают родителей базовых ориентиров воспитания детей, повышая их тревогу, создавая необходимость получения поддержки со стороны разных специалистов (врачей, воспитателей, педагогов, психологов, психотерапевтов).Ранний возраст от 1 до 3 лет наступает после периода младенчества – периода непосредственно-эмоционального общения ребенка с ближайшим взрослым. В дальнейшем общение перестраивается. Ребенку становится интересен окружающий его предметный мир, однако без взрослого освоение этого нового мира невозможно. Это развивающая ситуация для ребенка – у него возникают новые способы взаимодействия с родителем. Это прежде всего общение, которое проходит в своем формировании два этапа – доречевой (мимика, жесты, вокализации) и собственно речевой (слова, фразы).Для успешного прохождения этих стадий необходимое условие – сохранение в младенческом и раннем детстве теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) – таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение.В нашем Центре была разработана коррекционно-развивающая программа «Зернышки» для детей раннего возраста и их родителей. Основные цели программы: создание условия для гармонизации детско-родительских отношений: наличие теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений со значимым взрослым через телесный, зрительный, слуховой, слухоречевой и эмоциональный контакты; формирование у родителей необходимых навыков, позволяющих обеспечить адекватное возрасту психофизиологическое и социальное развитие ребенка.Основные задачи программы: создание поддерживающей эмоционально-благоприятной атмосферы на занятиях; стимуляция развития психоневрологических функций детей с опорой на индивидуальные возрастные особенности: развитие крупной и мелкой моторики, речи, мышления, памяти, восприятия (зрительного, слухового, тактильного и т. д.); создание условий для гармоничного развития эмоциональной и коммуникативной сфер в диаде «мать – дитя»; консультативная поддержка родителей психологом; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по отношению к возрастным особенностям детей раннего возраста.Раз в неделю на занятия приходят родители (мама или папа) со своими детьми. Занятия проводят два ведущих. У каждого ведущего есть своя функция. Один задает структуру и границы занятия, контролируя общий процесс, соблюдение правил в группе. Второй ведущий в большей степени поддерживает участников, способствует снижению тревоги у родителей, подсказывая наиболее действенные способы успешного взаимодействия с ребенком.Длительность и структура занятия обоснованы спецификой и потребностями детей раннего возраста, ведь внимание детей этого возраста непроизвольно, поэтому используются привлекающие ребенка стимулы и виды занятий, а также помощь родителей, организующих своих детей. Кроме того, в этом возрасте практически невозможно организовать с ребенком монотонную деятельность, поэтому упражнения и игры постоянно сменяют друг друга (не более 10 минут на один вид деятельности). К тому же дети 2-3 лет часто психологически сильно связаны с ближайшим взрослым – родителем, невозможность отделения – одна из причин присутствия на занятиях родителей детей.Физиологические процессы в организме маленького ребенка протекают интенсивно, поэтому был предусмотрен перерыв для детей и родителей, чтобы, например, выпить воды, в связи с природной ритмичностью детей раннего дошкольного возраста была разработана определенная последовательность нагрузки и отдыха во время занятий.После каждого занятия мы проводим консультации с родителями, где даем конкретные рекомендации по взаимодействию с ребенком, информируем взрослых об особенностях его возраста.В результате прохождения цикла занятий мы фиксируем (проводя диагностику в динамике) изменения: повышение уровня познавательной активности ребенка; количественное и качественное увеличение речевой продукции ребенка; развитие крупной и мелкой моторики (более ловкие и точные движения); умение родителя замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка; умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности; расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимоотношений с детьми раннего возраста.После окончания цикла занятий мы осуществляем психолого-педагогический мониторинг, прослеживая дальнейшее развитие ребенка. По интересующим вопросам родитель может получить консультацию специалиста. В некоторых случаях только наших занятий недостаточно для решения имеющихся проблем. Тогда мы направляем семью к другим специалистам центра, обеспечивая тем самым комплексный подход к развитию каждого ребенка.Таким образом, благодаря программе «Зернышки» мы не только удовлетворяем первичный социальный запрос родителей, но и помогаем выстроить хрупкий мостик понимания между детьми и родителями, который является залогом успешного развития ребенка и гармоничных детско-родительских отношений.Светлана ЛЕВИНА, Наталья ЛЯШЕНКО, педагоги-психологи Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) «Строгино»
Комментарии