В мире современных учебников довольно легко заблудиться. Давно канули в прошлое времена, когда обучение по данному предмету во всех школах многомиллионной страны проходило по одним и тем же учебникам. Современный учитель имеет сегодня полное право выбрать те учебники и учебно-методические комплекты, которые соответствуют его видению и пониманию основных задач, формулируемых в соответствующем учебном курсе, тем более что издательства России предлагают большой перечень новых учебных пособий.
Руководствуясь желанием выбрать учебно-методический комплект, наиболее полно соответствующий моим представлениям о современном курсе физики, я начиная с 2002 г. применяю в своей педагогической деятельности учебно-методический комплект по физике для 10-11 классов, автор В.А. Касьянов, который выпускает издательство «Дрофа».
Работая с учащимися по этим учебникам, я могу дать им представления о научных методах, ввести наиболее общие законы и принципы физики, позволяющие установить фундаментальную взаимосвязь микро- и макроскопических процессов, показать возможность их непосредственного использования в повседневном опыте.
Основной особенностью этих учебников являются использование простых, адекватных математических методов, максимальная наглядность и иллюстративность физических моделей, внутренняя логика курса физики в целом и доказательность основных теоретических положений. Хотелось бы привести примеры, доказывающие уникальность данного учебного комплекта. В соответствии с государственной программой в 10 классе курс физики начинается с изучения механики Ньютона. Однако предлагаемая структура курса несколько необычна. Динамика движения по окружности изучается после законов сохранения. Такой подход позволяет, во-первых, одновременно ввести понятие о первой и второй космических скоростях, рассматривая движение в поле тяготения Земли, а во-вторых, расширить круг решаемых задач, что крайне важно при работе в профильном классе. Следует также обратить внимание на то, что вслед за классической механикой Ньютона учащиеся знакомятся с основными положениями СТО. Таким образом, я имею возможность познакомить учащихся с границами применимости классической механики Ньютона и корректировать их представления о пространстве и времени. Еще один пример. При изучении вынужденных колебаний автор учебника предлагает очень изящный вывод формулы для амплитуды вынужденных колебаний. Полученная формула позволяет наглядно продемонстрировать учащимся зависимость амплитуды от частоты внешнего воздействия, дать определение явлению резонанса. Кроме того, этой формулой можно воспользоваться при объяснении в 11 классе природы явления дисперсии. Перечень примеров можно продолжить, но мне хотелось бы остановиться только еще на одном. На мой взгляд, ни в одном из существующих учебных пособий настолько полно не излагается раздел «Геометрическая оптика», как в учебнике «Физика 11» В.А. Касьянова. Автор рассматривает основные законы геометрической оптики, методы построений, выводы всех формул, строение глаза, недостатки зрения и методы их корректировки, оптические приборы. Подобный подбор материала позволяет использовать его при работе в профильных классах (имеется в виду подготовка к вступительным экзаменам).
Последовательность изучения разделов курса физики в этих учебниках в основном соответствует программам и учебным пособиям, используемым в общеобразовательной школе. Это позволяет решить проблему мобильности учащихся, что крайне важно в современной школе.
Одним из основных достоинств этого учебного комплекта является его полнота. В комплект входят методические пособия для учителей, тетради для лабораторных работ и комплект тетрадей для проведения контрольных работ. В настоящее время к учебникам разрабатываются мультимедийные приложения.
Необходимость разработки этих приложений обусловлена тем, что применение различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет целый ряд преимуществ. Следует отметить, что преподавание физики в силу особенностей самого предмета представляет благоприятную сферу для применения современных технологий. Информационные технологии могут применяться как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. При создании мультимедийного приложения для учебников 10 и 11 классов прежде всего учитывается возможность создания мультимедийных сценариев уроков. Эти сценарии выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point, и в слайды презентаций абсолютно органично входят анимации, видеофильмы, модели и любой иллюстративный материал (рисунки, графики, таблицы, портреты ученых) для урока, содержащийся на этих дисках. Учащиеся могут использовать эти диски при самостоятельной работе с учебником дома, что явно способствует более глубокому проникновению в суть физических явлений. Особенно удачным является использование этих мультимедийных средств при изучении процессов, происходящих в микромире. Только используя наглядные анимации, можно продемонстрировать учащимся механизм взаимодействия молекул идеального газа со стенками сосуда или особенности поведения молекул на поверхности жидкости, механизм образования стоячей волны или явление внешнего фотоэффекта. Возможность изменения параметров рассматриваемых процессов (скорости или ускорения, температуры и давления) позволит включить учащихся в исследовательский процесс на уроке.
Выход в свет этих мультимедийных пособий позволит большему количеству учителей использовать комплект учебников в своей практической деятельности.
Я преподаю физику не только в базовых, но и в профильных классах. Поэтому мои ученики, как правило, поступают в вузы, в которых физика является профилирующим предметом. Уровень знаний, демонстрируемый ими на вступительных экзаменах, хорошие результаты, достигнутые на олимпиадах различного уровня, являются подтверждением правильности выбора учебно-методического комплекта.
Елена Ратбиль, учитель физики школы №99 ЗАО, Москва
Комментарии