И учителя, и родители не один год задают один и тот же вопрос: нужны ли в школе уроки труда или, как их теперь называют, уроки технологии? Сегодня в связи с намечающимися изменениями в образовании споры усилились. Вот два письма на эту тему, присланные в канун нового учебного года.
«В моем кабинете физики висит плакат: «Человек рожден для труда, как птица для полета». Это яркое высказывание принадлежит Франческо Петрарке, – пишет Екатерина Невзорова из Пензы. – Для многих детей и их родителей это просто лозунг, как, скажем, ставший хрестоматийным «Учиться, учиться и еще раз учиться». Первый я бы повесила во всех кабинетах технологии. Когда в учительской снова возникает спор, нужны или не нужны такие уроки, я говорю, что очень нужны. Конечно, с большими оговорками: кабинет технологии должен иметь необходимое оборудование, материалы, с детьми должны работать квалифицированные педагоги-мастера, нужны программы, чтобы детям всегда было интересно что-то мастерить. Необходимо учитывать их приверженность к чему-то, поэтому следовало бы давать время от времени индивидуальные задания». А вот второе письмо – бывшей учительницы Анны Сухарук, бабушки двух внуков из Смоленска: «Мой старший внук «любил» уроки технологии, потому что там можно побаловаться в смартфоне. А чему же их все-таки учили? Со старыми станками знакомили визуально и инструментами тоже, потому что не было материалов, из чего можно что-то мастерить, да и станки часто были неисправны. А младший вместе с девчонками (класс был небольшой, и его не делили на группы) вышивал, учился вязать, клеил коробки, но так ничему и не научился. Уверена, что такие уроки, как бы их ни называли, ни к чему. Лучше в эти часы изучать другой предмет, скажем, второй иностранный, хотя считаю, что девочкам заниматься домоводством, в том числе и кулинарией, очень полезно. Но это уже могут быть факультативные занятия». Мне приходилось бывать в школах, и прежде всего сельских, где уроки труда считали важным предметом. Мальчики с удовольствием учились водить машину и, оканчивая школу, получали свидетельство. А еще в школах, и не только в деревенских, учат детей работать с таким материалом, как дерево. В школах Рязанской области, где поддерживают традиции народных промыслов, я видела искусные поделки: вазы, шкатулки, хлебницы с затейливым рисунком, резные полочки. Все это было сделано профессионально и вполне могло продаваться в магазине. Немало педагогов и родителей уверены, что такие занятия необходимы, и не только для того, чтобы приобрести привычку трудиться, чтобы уметь делать своими руками. Известно, что занятия физическим трудом развивают память, фантазию, эстетический вкус, творческое и техническое мышление и в итоге развивают личность. Что-то производя, ребенок приобретает навыки работы с инструментами, с тем или иным материалом, в итоге он сможет почувствовать себя творцом, способным создавать полезные вещи. Научившись работать руками (и головой), он будет готов трудиться во взрослой жизни и добиваться успеха. Как говорят в народе, какие труды, такие и плоды.
Комментарии