search
main
0

Какие стены нам нужны? Обои в классе ограничивают свободу ребенка

Часто слышу: “Школа – второй дом”. Для меня дом – значит уютная обстановка, где можно отдохнуть и душой, и телом. Опустим восприятие этого понятия на эмоциональном уровне и остановимся на чисто материальном. Дома – это красивые стены, мягкая мебель, ковры, приятные мелочи, которые радуют глаз. Нужно ли, чтобы школа своей уютностью повторяла дом? Или все же это – место работы? А значит, строгая обстановка, не отвлекающая от получения знаний, умений и навыков, от обмена информацией. Существуют же понятия “офисный стиль”, “офисная мебель”. Попадая в такую определенно обозначенную среду, любой человек настраивается и на определенные отношения.
Мнения на этот счет разные. И чаще всего уже с порога школы замечаешь, каким видят свое учебное заведение педагоги, в нем работающие.

Лет десять назад в одном учебном заведении Нижнего Новгорода произошел маленький “переворот”. Уж не знаю, где подглядела директор такие перемены, однако на одном из педсоветов учителям было предложено придать кабинетам более эстетический вид. Стены хорошо бы оклеить обоями, вместо стандартных светильников повесить красивые люстры. Однако школа в лице администрации лишь предоставила краску для обновления парт. Так что ремонт классов проходил практически полностью за счет родителей. Те стали собирать дополнительно деньги на обои, люстры, портьерную ткань, линолеум, стенные панели и т.д. Задумки классных руководителей по эстетическому переустройству кабинетов были всякими, поэтому и суммы сборов оказались неоднозначными. Зарплата была у большинства мизерная, да к тому же месяцами не выдавалась, не всякой семье было легко вырвать из семейного бюджета хотя бы 50 рублей. Понимая это, многие учителя воспротивились решению руководства и провели обычный по школьным меркам ремонт – покрасили парты, полы, где требовалось, стены и оконные рамы, вымыли окна и повесили чистые шторы. Словом, когда пришло время сдачи школы к новому учебному году, учителя представили чистые, обновленные классы, готовые к работе.
Однако похвалы и премии посыпались лишь тем педагогам, которые “прислушались” к предложению администрации. В их кабинеты водили на экскурсию учителей и детей, как бы между прочим намекая, что неплохо, если и в вашем классе будет так же. Более того, в избытке восторга от одного из кабинетов в начальной школе дирекция учебного заведения учредила приз “Самому лучшему…” и торжественно вручила его. Маленькую картинку в рамочке повесили в простенке между окон, где она тут же благополучно затерялась среди шикарных занавесей с ламбрекенами.
…В этой школе я работала учителем, и через два года после начала всей этой истории ушла на другую работу. Нас, учителей, не нашедших с администрацией школы общий язык в этом вопросе, оставалось уже немного. Да, мне хотелось, чтобы мои ученики находились в красивом светлом классе. Но в моем представлении о рабочем помещении как-то не связывались обои в цветочек и таблица умножения, написанная на листе ватмана самодеятельным художником, изящные ламбрекены и занавеси с кистями и массивные деревянные парты образца 1950-60-х годов.
Зато в нашем классе всегда было множество комнатных растений, которые разводили и выращивали мы сами. Они стояли на подоконниках, шкафах, висели в кашпо на стенах. Маленькие ученики начальной школы вставали на стульчики, чтобы дотянуться до цветов и полить их. Еще слабенькие ручки не удерживали лейки, и вода переливалась через края, текла по шкафам, по стенам. Конечно, мы все вытирали, убирали воду тряпками. Но разве могла бы я позволить себе тихую радость наблюдать за тем, как мои первоклашки любовно заботятся о своих зеленых друзьях, если бы у нас были обои.
А еще в нашем классе постоянно устраивались выставки. И рисунки, поделки, другие работы ребят размещались на двух рейках, которые я специально попросила родителей вделать в стену. Скольких зрителей – и детей, и взрослых – перевидала эта часть стены, трудно сосчитать! А в конце каждой четверти мы делали в классе генеральную уборку: мыли парты и стены. Правда, чаще всего это была чисто профилактическая мера. Кто, скажите, станет рисовать на партах и стенах, если они вымыты руками твоими собственными или твоих друзей? И была у меня мечта: вот подрастут мои ученики, и каждый выберет небольшой уголок стены и разрисует его сам. Это же здорово – стена, на которой можно в рисунке выразить свое настроение. Разве часто такое позволяют дома? Может, тогда не стоит делать школу такую же, как дом? Пусть это будет место, где можно самовыразиться, где можно учиться не только на словах, но и на деле, где можно что-то делать, как умеешь, как получится, не ожидая окриков и упреков. И не опасаясь испортить оклеенные обоями стены!
…На днях я узнала, что по санитарно-гигиеническим нормам не рекомендуется оклеивать стены в кабинетах, особенно там, где занимаются дети младшего школьного возраста. Пока от соответствующих служб, проверяющих школы, на это нет строгого запрета, но все же, говорят в физико-математическом лицее N 40, они несколько лет назад от подобного отказались. Во-первых, из соображений чистоты. Во-вторых, это ограничивает свободу ребенка. Кстати, в этой – одной из элитарных школ Нижнего Новгорода, откуда вышло великое множество победителей и призеров международных олимпиад по информатике, физике, математике, особо не зацикливаются на безукоризненном внешнем виде. Больше волнуют заботы о хорошем обеспечении учебного процесса и здоровье учеников.

Ирина ВЛАДИМИРОВА,
учительница
Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте