search
main
0

Какие предложения сложнее понимать школьникам, выяснили ученые

Для понимания текста мало знать значения слов. Различные грамматические конструкции по-разному воспринимают взрослые и дети. Психолингвисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ сравнили это восприятие и выяснили, что взрослый механизм восприятия текста начинает формироваться к концу обучения ребенка в начальных классах. Ученые рассказали, какие конструкции для детей более доступны, а какие даются сложнее.

Фото: shutterstock.com

Ученые ВШЭ выявили, что стратегии понимания сложных синтаксических конструкций формируются у человека годами, а к взрослым механизмам восприятия текста ребенок переходит в конце начальной школы. Для понимания текста необходимо разбираться в сложном синтаксисе предложения. Дети, которые пока не освоили этот навык, могут воспринимать предложения иначе, чем взрослые. Одни конструкции воспринимаются ими легко, а другие запутывают.

Учащимся начальной школы, участвующим в эксперименте, зачитывали сложные предложения разного типа: со сравнениями, описаниями пространства, временными зависимостями и причастными оборотами. После каждого предложения ребят спрашивали о его содержании с двумя вариантами ответа. Исследователи сравнили полученные от детей ответы с результатами аналогичного теста для взрослых.

Выяснилось, что детям легко даются предложения, в которых одно событие следует за другим («Перед тем как папа вернулся домой, мама ушла в парк»). В этом случае результаты были сходны с результатами взрослых. Но сравнительные конструкции, где требовалось выстроить последовательность признаков, детям давались сложнее. Так, в предложении «Михаил старше Николая, но младше Ефрема» первоклассники чаще ошибались.

Наиболее интересным оказался результат, связанный с типами синтаксических структур, где перед причастным оборотом стоят два существительных, одно из которых в родительном падеже. Когда мы слышим фразу, то стараемся как можно скорее определить, какие слова связаны друг с другом. Но иногда такая связь остается неочевидной до конца предложения, и мозг выбирает из нескольких вариантов интерпретации.

Например, «В штаб доложили о командире солдата, исполнявшем приказ». Здесь причастный оборот «исполнявшем приказ» по смыслу некоторые могут относить к «командиру», а некоторые – к «солдату». Взрослые чаще интерпретируют в пользу первого варианта, а дети выбирают второй. К 4-му классу большинство начинают воспринимать фразу как взрослые. Если причастный оборот связан с дальним словом, ребенку приходится запоминать больше информации для правильного понимания фразы.

Эксперимент показал, что стратегии понимания сложных синтаксических конструкций формируются не сразу. Как сообщается на сайте ВШЭ, итоги исследования помогут создать тексты для оценки понимания сложных синтаксических конструкций у школьников. Их смогут применять в своей работе логопеды и учителя, чтобы вовремя отслеживать и исправлять возможные трудности в понимании языка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте