Какие этические стандарты и нравственные ценности важны для современной семьи? Как управлять счастливой семейной атмосферой, в чем польза семейного добровольчества в стране и существуют ли единые рецепты счастливых семей? Говорим об этом с доктором педагогических наук, ректором Института открытий, замруководителя Каспийского научно-образовательного центра Российской академии образования, профессором Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева и слушателем образовательного семинара в Центре знаний «Машук» Сергеем Тетерским.
— Семья – это первый коллектив человека. Это настоящая школа взаимодействия. 87% россиян считают своей главной целью создание семьи. Но так ли это просто – создать крепкие семейные узы? По исследованиям ВЦИОМ в 39% семей дети никогда не посещали театры, музеи и выставки вместе с родителями, в 35% – никогда не занимаются вместе спортом, в 19% не путешествуют вместе. Важно обратить внимание, что семья – это первый в жизни человека здоровый коллектив, нацеленный на сохранение и продолжение своего рода. В первом указе вновь избранного Президента РФ «О национальных целях развития до 2030 и 2036 года» главным приоритетом названа демография: «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи». Отмечу, что больше всего влияния на долголетие оказывает образование, потому что образованный человек заботится о духовном здоровье, качественном питании, двигательной активности своей и ближних, ограничивая их и своё время в гаджетах, обратится к врачу, когда возникнут проблемы. Доступное качественное образование, особенно семейное просвещение и здравоохранение – главный ключ в государственной суверенизации, — считает доктор педагогических наук Сергей Тетерский.
В том, что непрерывное образование дает педагогам возможность создавать уникальные образовательные программы, Сергей Тетерский знает как никто другой. Так, в конце прошлого года профессор стал участником федерального образовательного семинара-совещания для детских и молодёжных общественных объединений в Центре знаний «Машук».
— Был счастлив оказаться в Центре знаний «Машук». Прекрасные гостиничные номера, занимательная экскурсия по городу-курорту Пятигорску. Современные учебные аудитории, оригинальный стенд с фотографиями наставников участников. Яркое, вдохновляющее, мотивирующее открытие семинара, вызывающее гордость за Россию, Ставрополье и центр «Машук», который вышел за рамки учебного центра, заглянув в вечность: «Наша деятельность длиннее, чем наша жизнь». Итог работы получился плодотворным — по заказу Всероссийского образовательного Центра знаний «Машук», подготовили и записали серию краткосрочных образовательных лекций по теме школьного проектирования: социального и предпринимательского. Здорово, что за год существования центра «Машук» возникло столько традиций, полезных участникам обучения, — делится профессор.
Отметим, что президент РФ Владимир Путин объявил 2024 год в России Годом семьи. Так, доктор педагогических наук Сергей Тетерский вместе с супругой — кандидатом педагогических наук, проректором Института открытий Светланой Тетерской к памятному году подготовили монографию «ОБРАЗОваяние семейного счастья». В этой книге родители рассуждают о том, какие этические стандарты и нравственные ценности важны для современной семьи? Как управлять счастливой семейной атмосферой? В чем польза семейного добровольчества и предпринимательства? Существуют ли единые рецепты счастливых семей? Как счастливым семьям объединиться в эффективные созидательные клубы?
— Для российской семьи последнего десятилетия переход в новое качество жизни происходил скачкообразно. Пандемия, специальная военная операция, санкции западных стран, межнациональные конфликты, рост агрессии – всё это привело к новым социально-экономическим и социокультурным условиям, которые затронули каждую семью, разорвав традиционное сознание и реальные бытовые условия, привело к кардинальным изменениям мировоззрения. Эти перемены стали причинами потери устойчивости браков, падения уровня брачности и рождаемости. Главным субъектом современного западного общества стала не семья, а личность. В связи с этим становится актуальным не только изучение формирования счастливых семейных отношений, но и развитие с детства социально-технологического мышления для создания, сохранения и популяризации крепкой семьи, — считает профессор Тетерский.
По его мнению, для счастливого семейного взаимодействия важно совместно всем заинтересованным сторонам найти ответ на вопрос: какие этические стандарты, нравственные ценности и согласованные созидательные действия важны для современной семьи?
— Семейное счастье включает в себя изучение изобразительного искусства, музыки, танцев и литературы. Важно, чтобы каждый член семьи умел оценивать эстетическую сторону всей окружающей их обстановки: зданий, улиц, помещений, транспорта, одежды, социальных сетей, аккуратность письма и т. д. Эстетические ценности человека являются отражением его философии.
Важно также помнить, если у человека в приоритете материальные ценности – радуется тело, душа вторична. Возникает опасность, что во имя материальной ценности можно пренебречь человеком, его свободой, волей, достоинством и даже жизнью. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «всё дозволено, нет запретов, везде беспредел». Если в приоритете – духовные ценности, богатеет душа от радости жизни и сопричастности с другими людьми. Всё, что человек делает для духовных ценностей, не может нанести вред другому человеку. Духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняют человека как высшую ценность, — убежден профессор.
По словам Сергея Тетерского, устойчивость внутрисемейных отношений определяет психологический климат в семье.
— Это, своего рода, степень удовлетворенности каждого члена семьи от стиля общения и взаимодействия с самым близким человеком и со всеми вместе. От совместно созданной семейной атмосферы, а не от внешних условий, зависит, каким будет брак: благоприятным или нет, как долго он продлится. Итак, как же управлять счастливой семейной атмосферой? Если эмоции воздействуют на человека слишком сильно, он теряет контроль над ситуацией. Мозг моментально реагирует на всё необычное и непривычное: «Опасность! Замри!». И эмоции буквально замораживают тело или, наоборот, выводят из себя, приводят к неоправданному поведению.
Профессор дает 4 совета по управлению семейной атмосферой:
— Во взаимодействии создавать позитивный контакт. Успех человека связан с умением договариваться и находить компромисс. Когда мы думаем о счастье других, а не только о своём собственном, люди ощущают нашу заботу и гораздо охотнее идут навстречу. Людям намного интереснее общаться с тем, кто интересуется их мнением и задаёт вопросы на важные для них темы. Поэтому, как только задумались о создании семьи, договоритесь со своим партнером обо всех базовых вещах общежития! Кто, за что и когда (в какой очередности) отвечает за быт: выносит мусор, вытирает пыль, готовит еду, моет окна, полы, посуду, отвечает за досуг и поддержку традиций, покупает продукты, пылесосит, собирает по квартире, стирает и гладит белье и т.п. Важно согласовать режим дня, в котором отразить время и порядок выполнения повседневных дел, учебы, труда, питания, отдыха, сна, секса, планирования и рефлексии дня. Ответственно подойдите к формированию семейного бюджета, чтобы заранее урегулировать денежные доходы и расходы семьи,
— Все наши эмоции – от физического состояния. Расскажите своим близким, особенно это важно слышать детям, как попали в пробку и что испытывали; что видели белого голубя и как этот добрый знак повлиял на ваш день. Важно быть и молчаливым слушателем, но чаще – эмоциональным рассказчиком. Один из парадоксов семейного воспитания и воспитания в дошкольных учреждениях – это то, что воспитатель (родитель и педагог), возвращаясь вместе со своим воспитанником в детство, начинает воспитывать самого себя, жестко подчиняясь тем требованиям, которые выдвигает ребенку. Воспитание, в отличие от перевоспитания, это всегда самовоспитание воспитателя. Всякий раз, когда ребенок видит, что декларируемые воспитателем требования самим взрослым не соблюдается, он начинает сопротивляться. Воспитание – это избавление взрослого от невоспитанности: вредных привычек, безграмотности речи, негативизма, критиканства, лживости.
— Важно уметь задавать вопросы, а не читать нотации. Плохо: «Паша не выспался и ходит сердитый. Люди часто сердятся, когда не выспались. Нужно высыпаться и не сердиться!». Хорошо: «Как думаешь, почему Паша сердится? Как можно все исправить? А с тобой бывало что-то похожее?». При этом вопрос не должен звучать механически, ребёнок должен чувствовать в нём заботу и искреннее внимание.
— Поддержка вместо укоров, исключить любые запреты на чувства. Человек не захочет делиться наблюдениями, мыслями и переживаниями, если не будет чувствовать, что это безопасно. Поэтому ни в коем случае нельзя говорить: «Ты всегда так делаешь!», или: «Помнишь, как ты в тот раз так же грубил?». Ниточки доверия обрываются, когда даются бесчувственные советы: «Двойка? А я говорила, надо было еще книгу прочесть!» «В угол поставили? Ну и правильно, ты же не слушаешься никого!» В этом случае он просто закроется, не будет ничего обсуждать или будет говорить не то, что думает, а то, что, по его мнению, «правильно». Напротив, важно поддерживать человека, если он открыто оценивает своё состояние или поступки окружающих, даже если он допускал те же ошибки, что и они.
В Год семьи доктор педагогических наук Сергей Тетерский советует российским семьям совершать добрые дела вместе — участвовать в семейном добровольчестве.
— Семейное добровольчество является одним из способов совместного времяпровождения членов семьи, участия в жизни общества и реализации позитивных социальных перемен. В то же самое время оно укрепляет единство семьи и вырабатывает совместный семейный опыт, который со временем станет частью общих воспоминаний.
По мнению Сергея Тетерского, семейное волонтерство предлагает родителям, дедушкам, бабушкам и другим взрослым членам семьи отличную возможность заботиться, воспитывать и поддерживать значимые отношениям с их детьми и в то же время вносить вклад в общество и общину.
— Результаты многочисленных исследований подтверждают, что семейное волонтерство приносит пользу всем его участникам: самим семьям, организациям, в рамках которых эти семьи действуют, муниципалитету, региону, стране, обществу в целом. Во-первых, оно способствует сближению членов семьи друг с другом, их открытой коммуникации. Во-вторых, укрепляет систему ценностей семьи, позволяет лучше узнать свои собственные сильные и слабые стороны. В-третьих, помогает укрепить свои отношения с обществом, избавить людей с ограниченными возможностями от комплексов и одиночества, проводить больше времени со своими близкими, без необходимости выбирать между семьей и волонтерством. Для гармоничного развития личности важен ответ на вопрос: «Семейно-ориентирован Я?». Он выводит человека за рамки его земной жизни, позволяет заглянуть не только в свою вечность, но и в вечность всей человеческой цивилизации, предаёт жизни целенаправленность, избавляет от суетливости, депрессии, агрессии, множит вечную любовь и счастье от счастья ближнего, — уверен доктор педагогических наук, ректор Института открытий, слушатель образовательного семинара в Центре знаний «Машук» Сергей Тетерский.
Фото: Пресс-служба Центра знаний «Машук»
Комментарии