Регионы получили право формировать собственные системы оплаты труда работников образовательных учреждений. Активизации этого процесса способствовал конкурс комплексных проектов модернизации образования, проведенный в 2007 году, поскольку одним из основных критериев отбора стал рост доходов учителей, связанный с введением новой системы оплаты труда.
К конкурсному отбору субъектов РФ в 2007 году был допущен 51 регион, 21 из них признан победителем. Анализ ситуации в регионах, получивших материальную поддержку из федерального бюджета на реализацию своих комплексных проектов, показал:
новая система оплаты труда уже введена в 3 субъектах РФ: Самарская область (с 1 сентября 2006 года – в пилотных школах, с 1 сентября 2007 года – во всех); Краснодарский край и Белгородская область (с 1 января 2007 года);
принято решение о введении НСОТ с 1 сентября 2007 года в 15 субъектах РФ: Воронежская, Ивановская, Московская, Тамбовская, Калининградская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Свердловская области, Красноярский край, республики Северная Осетия, Мордовия, Чувашия, Бурятия, Саха-Якутия. При этом необходимые документы для перехода на новую систему приняты пока лишь в 11 регионах;
предполагается ввести НСОТ в 2008 году в 3 субъектах РФ: Волгоградская, Новосибирская, Тверская области.
Важно отметить, что 11 субъектов РФ из числа победителей предпочли поэтапный переход на НСОТ в течение 2-3 лет после работы учреждений в экспериментальном режиме (Самарская, Ивановская, Тверская, Калининградская, Астраханская, Свердловская области, Пермский, Красноярский края, республики Северная Осетия, Бурятия, Саха-Якутия).
Реализация региональных проектов модернизации образования в регионах, победивших в конкурсном отборе, характеризуется большим разнообразием моделей новых систем оплаты труда:
модель, предусматривающую регулирование оплаты труда учителей (исходя из стоимости 1 ученико-часа) и руководителей учреждений (исходя из средней заработной платы учителей с применением повышающих коэффициентов), избрали 7 субъектов РФ: Белгородская, Самарская, Воронежская, Свердловская, Новосибирская, Ивановская области, Краснодарский край;
«питерскую» модель избрали 6 субъектов РФ: Псковская, Новгородская, Тверская, Астраханская области, Красноярский край, Республика Северная Осетия;
модель, основанную на конкретных схемах ставок заработной платы (должностных окладов), размеры которых определяются в зависимости от стажа педагогической работы и образования либо в зависимости от наличия квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, избрали в 3 субъектах РФ: Московская, Волгоградская области, Республика Саха-Якутия;
модель, основанную на принципах штатно-окладной системы оплаты труда, избрал 1 регион – Республика Бурятия;
смешанную модель оплаты труда, содержащую элементы так называемой тюменской и штатно-окладной системы оплаты труда, будут реализовывать 2 субъекта РФ – Чувашия и Мордовия.
В Тамбовской области принят закон «О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений», предусматривающий установление базовых ставок (окладов) на основе новой тарифной сетки и совершенствование системы компенсационных и стимулирующих выплат.
В Калининградской области, где ранее была проведена работа по совершенствованию ЕТС и существенному повышению ставок заработной платы (должностных окладов), пока остановились на проведении эксперимента по отработке новой модели стимулирующих выплат в ряде школ региона. Одновременно с сентября текущего года 12 школам, которые финансируются по нормативно-подушевому принципу, предоставлено право провести эксперимент по реализации новой системы оплаты труда, самостоятельно избранной каждой из них с учетом мнения профсоюзной организации.
Можно сделать вывод, что регионы, победившие в конкурсном отборе, воспользовались правом самостоятельного выбора модели новой системы оплаты труда в сфере образования, которое им предоставило законодательство о разграничении полномочий органов власти в Российской Федерации.
Обращает на себя внимание тот факт, что, следуя рекомендациям Минобрнауки РФ, содержащимся в модельной методике формирования системы оплаты труда, 16 субъектов РФ из 21 распространили новую модель только на учителей и руководителей школ.
В то же время в 5 субъектах РФ сфера применения новой системы оплаты труда была расширена:
на школы и детские сады – в 2 субъектах РФ (Белгородская, Тамбовская области);
на школы, детские сады и учреждения дополнительного образования детей – в 2 субъектах РФ (Республики Мордовия, Чувашия);
на все государственные и муниципальные образовательные учреждения региона – в 1 субъекте РФ (Московская область).
А что происходит в регионах, которые не победили или вовсе не участвовали в конкурсе комплексных проектов модернизации?
По информации, полученной из территориальных организаций профсоюза, новые системы оплаты труда:
введены ранее – в 4 субъектах РФ: в Тюменской области (с 1 апреля 2005 года – в порядке эксперимента, а с 1 сентября 2005 года – во всех учреждениях), в Санкт-Петербурге (с 1 января 2006 года), в Ростовской области (с 1 января 2007 года) и в Калужской области (с 1 марта 2007 года);
предусматривается ввести с 1 сентября 2007 года – в 8 субъектах РФ, в том числе в целом по региону – в Ярославской и Камчатской областях, Агинском Бурятском автономном округе, в экспериментальном режиме – в 3 районах Владимирской области, в 48 учреждениях Амурской области, в 3 школах Магаданской области, в 6 районах Пермского края (октябрь-ноябрь), и в ряде районов Кемеровской области (в случае своевременного согласования и утверждения необходимой документации);
предусматривается ввести с 1 января 2008 года – в 4 субъектах РФ, в том числе в целом по региону – в республиках Татарстан и Башкортостан, Смоленской области, в экспериментальном режиме – в двух районах Ставропольского края;
предусматривается ввести в течение 2008 года – в 4 субъектах РФ, в том числе в целом по региону – в Республике Марий Эл и Оренбургской области; в экспериментальном режиме – в ряде районов Хабаровского края и в 1 районе Орловской области;
предусматривается ввести в 2009 году – в 5 субъектах РФ: в Брянской, Липецкой, Архангельской, Нижегородской областях, Республике Удмуртия.
Из регионов, планирующих ввести НСОТ с сентября 2007 года, необходимые нормативные правовые акты приняла лишь Ярославская область.
При формировании новой системы оплаты труда субъекты РФ выбрали следующие модели:
модель системы оплаты труда, предусматривающую регулирование оплаты труда учителей (исходя из стоимости 1 ученико-часа) и руководителей учреждений (исходя из средней заработной платы учителей с применением повышающих коэффициентов), избрали 5 субъектов РФ: Амурская, Архангельская, Нижегородская, Магаданская, Кемеровская области;
«питерскую» модель избрали 3 субъекта РФ: Смоленская, Челябинская, Камчатская области;
модель, основанную на конкретных схемах ставок заработной платы (должностных окладов), размеры которых определяются в зависимости от стажа педагогической работы и образования либо в зависимости от наличия квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, избрали 4 субъекта РФ: Ярославская, Калужская, Ростовская области, Республика Марий Эл.
Не определились окончательно с выбором модели НСОТ Владимирская, Оренбургская области, Республика Татарстан.
Следует отметить, что в 17 субъектах РФ на данный момент продолжается разработка проектов региональных систем оплаты труда с участием представителей территориальных организаций профсоюза. Не определились со сроком введения региональной НСОТ более чем 30 субъектов РФ, в основном – высокодотационные регионы.
К сожалению, конкретные обязательства государственных органов исполнительной власти субъектов РФ по размеру повышения зарплаты работников образования по годам в результате введения НСОТ зафиксированы лишь в некоторых региональных нормативных правовых актах. Кроме того, формирование фонда оплаты труда при введении НСОТ осуществляется на нормативной основе также лишь в некоторых регионах, что не позволяет создать прозрачную основу для достоверных расчетов фактической потребности в финансовых средствах для введения НСОТ во всех учреждениях субъекта РФ.
Тот факт, что в большинстве регионов-победителей НСОТ не распространяется на дошкольные образовательные учреждения, позволяет сделать вывод, что решение проблем кадрового укрепления этих учреждений и реального повышения зарплаты работников ДОУ оттягивается на неопределенный период.
По информации территориальных организаций профсоюза, в 20 субъектах РФ приняты дополнительные меры социальной поддержки дошкольных учреждений, распространяемые на все учреждения региональной системы образования. В 10 субъектах РФ аналогичные меры реализуются в отдельных районах и городах. В 5-6 субъектах РФ ведутся расчеты дополнительной потребности финансовых средств для реализации предложений территориальных организаций профсоюза, связанных с повышением социального статуса работников ДОУ. В ряде регионов продолжается обсуждение предложений профсоюзных организаций по этой проблеме в региональных органах власти. В Ивановской области подготовлен проект региональной программы по развитию ДОУ, предусматривающей меры по повышению социального статуса работников этих учреждений.
Следует отметить, что в экспертных заключениях ЦК Профсоюза неоднократно обращалось внимание на отступления от норм федерального законодательства, допущенные в ряде региональных НСОТ.
Специалисты ЦК Профсоюза не только делали заключения на методики, предлагаемые Министерством образования и науки РФ, но и оказывали постоянную методическую помощь территориальным организациям в ходе разработки региональных проектов документов по новой системе оплаты труда. В частности, по просьбе территориальных комитетов профсоюза специалисты ЦК провели основательную экспертизу проектов НСОТ, разрабатываемых в 11 субъектах РФ. Письменные заключения по этим проектам в значительной степени помогли социальным партнерам найти оптимальные решения на согласованной основе.
Во втором полугодии 2007 года ЦК Профсоюза планирует организовать мониторинг введения новых систем оплаты труда в ряде регионов России, соблюдения трудовых прав работников, порядка повышения заработной платы, изменения в организации и условиях их труда. Рассмотрение этих вопросов предполагается вынести на заседание Президиума ЦК Профсоюза.
Обращаем внимание на то, что форсированию перевода общеобразовательных учреждений на новую (отраслевую) систему оплаты может способствовать Указ Президента РФ от 28 июня 2007 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с данным указом высшие должностные лица субъектов РФ должны будут ежегодно представлять доклады в Комиссию при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия.
При этом указом утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К их числу отнесены показатели, направленные на принятие решений по повышению доходов работников бюджетной сферы, а именно: реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, учреждений культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона, а также доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование и на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
Кроме того, утвержденный указом перечень из 42 показателей 18 июля 2007 дополнила Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. В связи с этим системный мониторинг результативности управления регионами теперь будет осуществляться уже по 77 показателям, 16 из которых отражают эффективность работы органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере управления образованием, направленной в том числе на сокращение неэффективных расходов, повышение качества и объема предоставляемых услуг (эти материалы размещены на сайте ЦК Профсоюза).
Важно вновь подтвердить позицию профсоюза о том, что в ходе крупномасштабного пилотного проекта по введению новой системы оплаты труда необходимо создать условия для адекватного учета уровня квалификации учителей, а также для совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, обеспечения ее доступности для каждого работника. При этом следует задействовать все возможные механизмы, чтобы сохранить выделенные на образование бюджетные средства в самой системе образования в случае реструктуризации сети учреждений и оптимизации численности работающих.
Важно также обеспечить реальный рост заработной платы учителей в связи с введением НСОТ, внимательно просчитать социально-экономические риски и возможные негативные последствия, чтобы не допустить снижения уровня социальных гарантий работников, в том числе в сфере пенсионного обеспечения. Необходимо сформировать комплекс дополнительных мер по социальной поддержке высвобождаемых работников пенсионного возраста, а также по созданию новых рабочих мест и условий переподготовки высвобождаемых работников трудоспособного возраста.
На данный момент важнейшая задача профсоюза и его территориальных организаций – мониторинг реализации комплексных региональных проектов с точки зрения улучшения социально-экономических, профессиональных и психологических условий, заинтересованного включения учителей в достижение целей и задач модернизации и, в первую очередь, повышения качества образования.
В этот период крайне важно укрепить взаимодействие профсоюзных организаций со средствами массовой информации для проведения PR-кампаний, направленных на привлечение интереса общественности к проблематике модернизации образования, а также на формирование общественного мнения о необходимости повышения престижа учительской профессии и реализации комплексной программы мер по выполнению этой сверхзадачи.
Комментарии