Собкин В.С., Адамчук Д.В. «Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации». Москва, издательство ФГБНУ «ИУО РАО», 2016 г.
Иван Бунин сказал: «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Современный российский учитель подтвердил: «успешная профессиональная деятельность» – один из жизненных приоритетов педагога наряду со «счастливой супружеской жизнью», «воспитанием детей» и «полноценным приобщением к культуре». Об этих ценностях и не только – в монографии Владимира Собкина и Дмитрия Адамчука.Текст «Современного учителя…» современен, прагматичен и лаконичен, что важно в условиях постоянного цейтнота. Можно пробежать его за пару вечеров, чтобы вынести главное – взаимосвязь между оценкой жизненной и профессиональной успешности у учителей настолько высока, что они всерьез исповедуют принцип «Жизнь – это работа, работа – это жизнь». Для тех, у кого времени на чтение нет, буквально через страницу – таблицы и графики. Правда, на их обдумывание можно незаметно для себя потратить гораздо больше… Кстати, вы давно видели в серьезной книжке цветные, то есть черные, страницы? Пожалуйста: материалы «к размышлению» в монографии напечатаны именно белым по черному. Цветовое решение, как у старой школьной доски? Похоже. Но очень стильно….В 2014 году Институт социологии образования РАО опросил 3,5 тысячи педагогов из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Красноярского края, Белгородской, Московской, Новосибирской и Ярославской областей. Исследователям было интересно посмотреть, как учителя относятся к целям и содержанию своей деятельности, как оценивают сам институт школы, как взаимодействуют с остальными участниками образовательного процесса…Оказалось, что для российского учителя почти абсолютная ценность именно «успешная профессиональная деятельность». Конечно, ей далеко до здоровья, которое «вне классов и сословий» на первом месте. Тем не менее, как пишут Владимир Собкин и Дмитрий Адамчук, ценность успеха на трудовой ниве является одинаково высокой для учителей независимо от разницы в стаже, занимаемой должности или даже типе образовательной организации.Педагогическая профессия представляется многим респондентам «интеллектуальной», «творческой», дающей «возможность развития своих способностей», даже несмотря на то что пять с лишним часов в неделю уходит только на бумаготворчество и отчеты для всех и вся… Все равно в сравнении с девяностыми налицо позитивный сдвиг в педагогическом сознании, а значит, вектор модернизации был выбран верно.Правда, с увеличением стажа такая радужно-позитивная оценка социального и материального статуса снижается. На момент опроса – кстати, мы помним, что это было в начале 2014 года, то есть до санкций, контрсанкций, колебаний валют и цен – практически половина учителей не отмечали значительных изменений в своем материальном статусе, а каждый десятый даже фиксировал его ухудшение. Но в то же время каждый третий – улучшение.Лишь 11,6% педагогов, по данным авторов монографии, в 2014-м считали, что состояние современной школы «удовлетворяет образовательным потребностям общества», а почти пятая часть респондентов даже видела признаки «глубокого кризиса». Правда, 65,3% все равно выступали за частичные изменения. Не обошлось и без исключений: учителя, работавшие по авторским программам, были настроены в этом смысле более критично.Но как меняться, пусть даже и выбран щадящий темп, если один из основных участников образовательного процесса самоустранился и вообще далек от понимания того, что происходит в школе? Речь здесь, по мнению участников исследования, идет о родителях. Причем с 2001-го по 2014-й количество учителей, которые так считают, увеличилось – в среднем на 15%. Впрочем, в какой-то мере это банальная история с соринкой в чужом глазу: по словам исследователей, сами учителя нередко солидарны с мамами и папами в этом непонимании: все плохо, ни финансы, ни новая организация труда не спасут школу, будет только хуже, особенно с доступностью образования… И здесь прямой выход на разговор о смыслах укрупнения школ, вариативности образования и даже о новых ФГОС.Тем, которые затрагивают Владимир Собкин и Дмитрий Адамчук на достаточно компактном пространстве своей книги – чуть более ста страниц, плюс инструментарий исследования для продвинутых пользователей, – очень много. Вплоть до нетривиальных – вроде «эмоциональной партитуры» урока…Кстати, а на какой «ноте» сегодня сыграли урок вы? Было больше радости или удивления? Или вы неожиданно (или, не дай Бог, в который раз) ощутили уныние и обиду? Увы, вы не одиноки. Прочтите шестую главу, там как раз об этом.Об авторахВладимир Самуилович СОБКИН – доктор психологических наук, академик РАО, профессор, руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «ИУО РАО». Лауреат Премии Президента РФ в области образования.Дмитрий Владимирович АДАМЧУК – заведующий Лабораторией мониторинговых социологических исследований в образовании Центра социологии образования ФГБНУ «ИУО РАО».
Комментарии