Всего 53 балла по одному предмету в свидетельстве о ЕГЭ. Настолько скромны сегодня знания тех, кто этим летом поступил в вуз и уже через несколько лет пойдет учить детей в школы или будет заниматься авиационной и ракетно-космической техникой. Еще слабее знания у абитуриентов, выбравших такие специальности, как «металлургия» и «машиностроение» – 52, «морская техника» – 49, «сельское и рыбное хозяйство» – 45. Высококвалифицированные молодые инженеры, агрономы, педагоги вот-вот станут раритетом. Во время вступительной кампании 2009 года только три вуза страны – МГУ имени М.В. Ломоносова, МФТИ и ГУ – ВШЭ – не приняли даже на платное отделение ни одного студента с баллом ниже 55.
Статфакт Прием в вузы в 2009 году составил 527 тысяч человек. Конкурс на бюджете составил 16 человек на 1 место, на внебюджете – 1,06. В Финансовой академии при Правительстве РФ и Государственном университете – Высшей школе экономики доля поступивших победителей и призеров олимпиад школьников составила соответственно 19,3 процента и 48,5 процента от общего числа поступивших, что намного превышает средние показатели для вузов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. По данным вузов, подведомственных Рособразованию, в среднем абитуриент подал заявления в 2,86 вуза, а внутри одного вуза участвовал в 3,6 конкурса. Проблемы были по отдельным вузам, которые не сумели достаточно четко и продуманно организовать работу приемных комиссий в новых условиях.
Результаты ЕГЭ вскрыли немало проблем в системе образования страны, которые требуют самого пристального внимания на федеральном и региональном уровнях. Так какие основные выводы сделаны? Что изменится в правилах приема в вузы следующим летом? Решению этих вопросов и была посвящена 7 октября коллегия Минобрнауки России «О государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительной кампании в учреждениях профессионального образования в 2009 году». Главных докладчиков на коллегии было двое – Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, и Игорь Реморенко, директор Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России.
Девятиклассник? Пора браться за ум!
ЕГЭ в штатном режиме застал регионы в разной степени готовности. Больше шишек набили те, кто не имел опыта его проведения. Немало нареканий вызвали КИМы, поэтому их планируют совершенствовать – уменьшать количество заданий на проверку фактологии и увеличивать число практико-ориентированных заданий, оценивающих умение применять знания в самых разных ситуациях, аргументировать, анализировать и обобщать информацию. Слабое место в организации ЕГЭ-2009 – нарушение требований информационной безопасности, отсутствие в субъектах РФ защищенных каналов связи и недостаточная квалификация кадров по данной проблематике. В связи с этим планируется разработать специальные типовые регламенты и методические рекомендации.
2010 год станет переходным для отработки нормативно-правовой базы для государственной итоговой аттестации – ГИА – в 9-х классах. Апробация независимой оценки качества подготовки выпускников 9-х классов идет 5 лет. В 2004 году в эксперименте участвовали 9 регионов, и ребята сдавали экзамены по 2 предметам. В этом году ГИА проводилась по 9 предметам в 80 субъектах РФ. Вполне возможно, сказала Любовь Глебова, что в следующем учебном году новая форма аттестации девятиклассников будет введена в штатный режим.
Сфера обслуживания «обошла» педагогику
Игорь Реморенко представил в своем докладе картину вступительной кампании в вузы-2009. Структура зачисленных на бюджет выглядит так: 62% стали студентами на общих основаниях по результатам ЕГЭ; 3% – льготники; 6% – победители и призеры олимпиад школьников (в том числе всероссийской); 29% поступили по целевому приему. В вузы Рособразования поступили лишь 36,5% студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. В предыдущие годы внебюджет выбирали более половины.
По некоторым специальностям предпочтения абитуриентов оказались явно выше, чем доля имеющихся бюджетных средств. К привычным лидерам рейтинга – экономике и управлению – добавились энергетика, информационная безопасность и сфера обслуживания. Причем в сфере обслуживания (специальности «сервис», «туризм», «товароведение») доля бюджетных мест была в 10 раз меньше, чем доля поданных заявлений. Особо выбивается из этой картины группа специальностей «Образование и педагогика». Здесь доля предпочтений абитуриентов оказалась в 4 раза ниже, чем доля выделенных бюджетных мест.
Два вместо трех
Учитывая, что подавляющее большинство абитуриентов были зачислены в первые два этапа, предлагается, сказал Игорь Реморенко, отказаться от трех этапов зачисления, сократив их до двух: первый этап – с 30 июля по 5 августа; второй – с 5 по 10 августа. При этом те абитуриенты, которые на первом этапе не представили оригиналы документов, рассматриваются как отказавшиеся от зачисления и выбывают из конкурса.
Пороги успешности
Согласно новым правилам приема у вузов появится возможность устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но и по непрофильным предметам; доля поступающих по целевому приему уменьшится с 30 до 20 процентов. У абитуриентов-2010 должна появиться возможность использования Интернета при подаче документов; более четко будет определен перечень лиц, относящихся к категории граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Ограничить или дать свободу?
Во время обсуждения докладов было затронуто несколько важных проблем. Тревожный результат ЕГЭ – неравенство возможностей выпускников разных типов школ. В гимназиях и сельских школах качество образования совсем неодинаково, а уровень знаний выпускников вечерних школ намного отстает от соответствующих показателей в общеобразовательных школах. Надежда Толстик, руководитель региональной Службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, озвучила цифру: 70 процентов от числа не получивших аттестаты – ученики вечерних школ. Низкий уровень системы вечернего образования зафиксирован во многих субъектах РФ. Реально ли в ближайшей перспективе исправить ситуацию – большой вопрос.
Ректор высшей школы экономики Ярослав Кузьминов обратил внимание на то, что в прошедшую вступительную кампанию только 60 процентов вузов размещали на своих сайтах оперативную и прозрачную информацию о процессе зачисления абитуриентов. Ежедневное обновление такого рода информации в следующем году должно стать нормой для всех.
Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского госуниверситета, предложил дифференцировать льготы победителям вузовских олимпиад. Кстати, в ЮУрГУ рейтинговые списки абитуриентов обновлялись ежечасно, работал единый регистрационный центр приема документов, а система документооборота в этом вузе полностью автоматизирована уже 4 года. При хорошей организации вступительной кампании, подчеркнул Александр Шестаков, нет смысла ограничивать число вузов, куда абитуриент имеет право одновременно подавать документы. Именно по этому вопросу в вузовском сообществе пока согласия нет. Обсуждаются разные варианты. Не создавать ситуацию ажиотажного спроса и не вводить никаких ограничений. Есть и другие мнения – ограничить подачу заявлений только в ведущие вузы страны; установить барьер по 5 вузам с возможностью участвовать не более чем в 3 внутривузовских конкурсах. Подводя итоги коллегии, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркнул, что решение по этому вопросу будет принято после согласования с ректорским сообществом. А значит, руководителям вузов в самое ближайшее время придется окончательно договориться. Новые же правила приема в высшие учебные заведения страны, заверил министр, будут утверждены до конца октября.
Фото автора
На коллегии по ЕГЭ действовал принцип «открытого микрофона»: министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО дал возможность высказать свою позицию всем желающим
Комментарии