search
main
0

Какая разница между энергией и энергетикой? Главный принцип Политехнического – заинтересовать научным поиском

Политехнический музей, которому в этом году – 135 лет, по праву можно назвать организацией дополнительного образования с большим накопленным опытом. Ибо он изначально был ориентирован на то, чтобы создать коллекции, которые могли бы быть использованы в образовательном процессе. Первые лекции и экскурсии были ориентированы на школьную аудиторию, на учителей гимназии.

– Помимо лекторского корпуса, который раньше назывался аудиторным, сразу же у нас были созданы лаборатории для проведения опытов, – рассказывает заместитель директора музея Надежда Яковлевна НЕМЫЦКАЯ. – Большая аудитория, ныне легендарная, была задумана для того, чтобы широкой публике представлять мощные достижения. Помимо нее были созданы учебные аудитории. Демонстрационные аудитории и лаборатории, представляющие собой учебно-методический комплекс, стали особенностью Политехнического музея, позволяя использовать в обучающих программах экспериментальный метод при изучении физики, химии, информатики, природоведения и других дисциплин. Таким образом, сразу возник прецедент, когда музей стал организацией, дополняющей школу. Основная категория наших посетителей – школьники. Вот почему мы так много внимания уделяем образованию. Естественно, в другие музеи тоже ходят школьники, но там – и большой поток туристов. Мы же в основной своей программе ориентированы на школьников, студентов, на учащуюся молодежь.

…Вообще музеи науки создаются сейчас во всем мире. Они прежде всего представляют всевозможные демонстрационные установки, предназначенные для того, чтобы можно было понять фундаментальные естественно-научные законы, и для того, чтобы разъяснить какие-то современные технические устройства и изобретения. Без дополнительных пояснений понять это достаточно трудно. Тем более что в школе многого может не оказаться: каких-либо установок, макетов. Музей пытается представить такие демонстрационные установки, но одновременно показать историю развития техники и научного открытия, которые можно проследить во времени.

– Политехнический музей, – продолжает Надежда Яковлевна, – это особая образовательная среда, включающая исторические экспонаты, действующие демонстрационные модели с открытым к ним доступом и возможностью проведения обучающих экспериментов.

– Другие музеи могут перенимать наш опыт?

– К сожалению, Политехнический музей – единственный в России. Но при нем работает Ассоциация технических музеев. В других регионах, будь то краеведческий музей, ведомственный, музей при вузе или при заводе, – все равно он входит в ассоциацию, и мы совместно решаем многие проблемы, в том числе и проблему образовательных, обучающих программ. Ежегодно проводим для сотрудников этих музеев семинары, на которых обмениваемся опытом по научно-просветительской работе. У нашего музея есть прямая связь с учителями. Мы им показываем свои возможности и пытаемся с методической точки зрения координировать их со школьными образовательными программами. Мы приглашаем учителей к себе, проводим «круглые столы», многие активно пользуются Политехническим музеем в своих образовательных программах и активно откликаются. Более того, делаем разбор своих лекций, просим учителей написать на них рецензии, как можно использовать их в школе. По результатам анкетирования учителя ждут от музея: 1) создания мотивации к учебе, 2) интереса к предмету. Ведь что главное в музее? Это наглядность, это добровольное самопознание, эмоциональность, предметность. Здесь не такая обстановка, как в классе. Все музейные методики на том и построены, чтобы не вложить готовое знание, а подвести ребенка к нужным выводам, побудить самостоятельный поиск. Термин «музейная педагогика» существует с середины 1930-х годов, она доказала право на существование. Урок и педагогический процесс в музее обладают уникальным свойством – междисциплинарностью.

– Сейчас образовательная система начинает проявлять интерес к музеям, – отмечает Надежда Яковлевна. – Не только в плане того, чтобы просто сходить на экскурсию. Но хотелось бы диалога, чтобы улучшать эту работу. Мы думаем о том, что музей должен стать экспериментальной педагогической площадкой. Здесь можно подготовить занятие, для которого в школе не хватит пятнадцати минут перерыва. Кроме того, экспериментаторы должны быть специально подготовлены, и у нас они есть.

…Если в художественном музее главное – подлинное картины, то в техническом – работа механизма и возможность ее показать. Если в краеведческом музее можно выставить корпус старинных часов без механизма, то в Политехническом это невозможно. Иду по залам музея. Отдел, посвященный добывающей промышленности. Все о подземной и открытой добыче. Включается пульт, поезда начинают ездить, экскаваторы – работать. Все это позволяет понять, какие принципы положены в основу работы механизмов, попутно делается экскурс в геологию, механику, историю шахтного дела. Действующие макеты, конечно, вызывают у ребенка куда больший интерес, чем схема или рисунок в учебнике.

И так – от зала к залу. Производство стали, добыча нефти, коллекция телевизоров и пишущих машинок, радиоэлектроника, история кино. Всего не перечислишь. Особая экспозиция посвящена электрической лампочке, которая впервые была опробована в стенах музея. Чтобы понять, чем отличается энергия и энергетика, запомнить раз и навсегда, что такое электричество, индукция, постоянный и переменный ток, можно сесть на «энергетический велосипед» и, покрутив его педали, убедиться на собственном опыте, какую силу требуется приложить, чтобы заработал фен или включился миксер. В музее существует зал занимательной науки и техники. Его экспонаты, которые на самом деле являются оборудованием для проведения экспериментов, позволяют наглядно представить физическую картину мира на том или ином этапе освоения школьной программы. Недавно в музее открылась новая лаборатория химии (старый зал существовал с 1907 года). Химия – наука экспериментальная, поэтому без наглядных опытов ее изучать невозможно. Изучение химии в музее – не преподнесение готовых знаний, а вовлечение школьников в процесс изучения. Действует специальная программа для детей, которые уже проявили интерес к изучению химии, но в школе пока эту дисциплину не изучают – это так называемые пропедевтические занятия. Еще есть досуговые каникулярные программы – театрализованные представления по мотивам сказок с демонстрацией химических опытов.

Отрадно, что музеи (это видно на примере Политехнического) – не просто хранилища диковинных и ценных предметов, но имеют большой образовательный потенциал, который осознан и востребован. И что музеи способны работать не только со старшими школьниками, уже углубленно изучающими тот или иной предмет, но и с самыми маленькими посетителями. Весь вопрос в том, как использовать потенциал музейной педагогики на полную мощность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте