Как-то на одном из родительских собраний в школе у нас зашел серьезный разговор о том, что читают и смотрят нынешние старшеклассники. Мамы бурно возмущались беспределом на телевидении.
– Нечего смотреть ни детям, ни нам, одни боевики, убийства, кровь…- А сколько разврата, пошлости! Даже днем включишь, а там откровенные сцены…Трудно не согласиться с этими высказываниями. Ведь даже такая забавная развлекаловка, как «Кривое зеркало», далеко не безобидна. Она приучает к пошлости, воспитывает дурной вкус. Лично я люблю канал «Культура», там есть что посмотреть и послушать. Одни бардовские песни чего стоят! Когда их слышу, то не выдерживаю и пою сама, а заодно любуюсь залом, песни подхватывают и взрослые, и дети. И при этом у всех такие милые, одухотворенные лица! Становится понятно, чем живут сидящие в зале люди, что их волнует и интересует. Ведь все «песни века», написанные Ю.Кимом, Ю.Визбором, А.Якушевой, о дружбе и товариществе, о любви и верности, о мужестве и отваге, они не могут не затронуть чуткие души. Кажется, совсем недавно мои одиннадцатиклассники каждую перемену собирались у фортепиано и просили: «Давайте попоем!» Им нравилось петь Высоцкого, Окуджаву, но особенно грустную военную песню «Облака» В.Егорова. Она о не вернувшихся с войны сверстниках, которые, как облака, плывут над нами… Ничего уже не надоМне и тем, плывущим рядом.Нам бы жить – и вся награда,Нам бы жить, а мы плывем по свету.Никогда не обсуждала с ребятами эту песню. Достаточно было видеть их просветленные лица со слезами на глазах. Как-то подошла ко мне одна из учениц и попросила, чтобы мы вспомнили песни «Одинокая гармонь», «Темная ночь», «В землянке». Мы стали их петь и так увлеклись! Ребята каждый раз, видимо, по совету родителей, называли другие песни. Я для них была лишь учителем литературы, не музыкантом, но мне так хотелось, чтобы они умели чувствовать хорошую песню. На моих уроках литературы (выпускники это помнят) мы часто пели или под гитару, или под фортепиано романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Цветаевой и т. д. Конечно, я видела, что юноши стесняются, переглядываются, хихикают, даже прячут лица. Но постепенно и они начинали потихоньку подпевать. Однажды во время школьной музыкальной гостиной о Пушкине я спела свой романс «День дуэли» на стихи Леонида Филатова. Мне показалось, что учителям романс не понравился. Так бывает, и я без обиды убрала его «в ящик». Через некоторое время на уроке литературы в девятом классе у нас шел разговор о Пушкине и его дуэли. К концу урока Никита, шалун и непоседа, попросил меня спеть тот романс про дуэль. Я удивилась, что именно Никита запомнил его. Села за фортепиано. В классе воцарилась тишина, а я пела и размышляла о том, сумею ли до конца урока донести до этих еще не повзрослевших ребят философский смысл романса. Но объяснять мне не пришлось. После паузы ребята заговорили о безобразных слухах, которые во все времена способны разлучить любящих людей, о верности и женской нежности. Ребятам романс понравился.Я часто бываю на вечерах встречи выпускников и радуюсь, когда весьма почтенные люди охотно поют пионерские и комсомольские песни. Сколько в них задора и добра! Иногда кто-то вспомнит с улыбкой о том, как, бывало, каждый понедельник их чуть ли не силой собирали в актовом зале на репетиции. Зато хористов было более 100 человек, а в хоре юношей – 50. Теперь они довольны, что их не только научили петь, но и привили вкус к песне. Мне приятно, что на этих вечерах звучат и мои песни «Правдинский вальс», «Школьный гимн». Я убеждена в великой воспитательной силе хороших, добрых песен.Нина КОЗЛОВСКАЯ, ветеран педагогического труда, Правдинск, Калининградская область
Комментарии