Сегодня мы должны подумать над тем, какая модель организации учебного процесса подойдет образовательной организации, для того чтобы помочь детям максимально эффективно освоить основную общеобразовательную программу, на примере подготовки к итоговой аттестации по математике.
Первое, с чего я начну, – с формулировки противоречия между двумя зафиксированными фактами. Нам сегодня стали доступны результаты диагностики по математике, которая говорит, что в наших школах, к сожалению, есть одиннадцатиклассники, которые не справились бы с базовым ЕГЭ по математике, если бы он состоялся не в мае-июне, а сегодня, хотя материал, входящий в состав КИМов, относится к программе 5-8-х классов, да и все наши будущие выпускники полтора года назад успешно преодолели экзамен по математике за курс основной школы и получили аттестат. Как же так получилось, что сегодня они не справляются с теми заданиями, с которыми (и мы это официально зафиксировали) справлялись совсем недавно? Это еще раз заставляет нас обратиться к вопросу об академической честности – я не буду кого-то критиковать, не имею на это права, поэтому покритикую самого себя: получается, что я со своими коллегами ввел людей в заблуждение, когда зафиксировал освоение каждым ребенком программы по математике за курс основной школы. Но от фиксации проблемы мне хотелось бы перейти к вопросу о том, что же нужно сделать сейчас, какие решения я, как руководитель крупного и в целом успешного комплекса, должен принять для того, чтобы помочь нашим детям в освоении программы. Я для себя взял на вооружение два основных варианта некоторой оптимизации учебных планов. Вариант 1 – лекционно-семинарский. Один урок в неделю в школе читают поточную лекцию по математике (для всех учеников параллели), а затем проводят 4 или 5 уроков – интенсивные занятия в группах, разделенных по уровням. Дело в том, что уже многие школы перешли на самоопределение детей по разным уровням подготовки при изучении иностранных языков, что же мешает нам сделать это на математике и других предметах? Вариант 2 – модульный. В течение месяца (например, января) в школе начитывают лекции. В течение остальных месяцев 2-го полугодия – занятия в группах, разделенных по уровням. Это еще один аргумент в пользу модели комплекса «Школа ступеней», потому что, когда дети одной параллели собраны вместе под одной крышей, это значительно упрощает внедрение потокового расписания. На что еще необходимо обратить внимание в решении обозначенной проблемы? Пора подумать о реализации индивидуальных образовательных траекторий – нам всем необходимо иметь несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, для того чтобы мы могли увидеть и спланировать вместе с ребенком его образовательную траекторию. Не стоит также недооценивать и дистанционную поддержку учебного процесса, правильно организованная, она может стать мощным подспорьем в индивидуализации образовательного процесса. Совместные программы с вузами и ссузами дают нам возможность привлечения дополнительных ресурсов для решения педагогических задач. Кроме того, и мы уже начали это делать, можно привлекать студентов 5-го курса специалитета и 1-го курса магистратуры для индивидуально-групповых занятий со старшеклассниками, что позволит школе подбирать перспективные педагогические кадры. В нашем распоряжении есть и не всегда эффективно используемые ресурсы внеурочной деятельности. Немаловажен также вопрос о том, в какой же именно момент происходит «потеря» ученика, когда он начинает «выпадать» из образовательного процесса? Да, это происходит по-разному, и в 5-7-х классах, и в начальной школе, важно вовремя это увидеть. Но начинать индивидуальную работу с ребенком нужно тогда, когда выявляются ПЕРВЫЕ трудности, не нужно ждать выпускного класса. Но есть еще и мотивированные дети, мы не имеем права сейчас все силы бросать только на формально неуспешных детей, мы обязаны помочь тем детям, которые успешно справляются с усвоением программы, сдать ЕГЭ на максимальный для ребенка балл, а значит, нам нужно параллельно заниматься и с такими детьми через организацию предпрофильной и профильной подготовки, реализацию эффективного учебного плана, развитие системы дополнительного образования. Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, директор школы №2095 «Покровский квартал»
Комментарии