Главная цель ранней профориентации детей – развитие их эмоционального отношения к профессиональному миру, формирование у ребенка уважения к труду взрослых разных профессий, готовности в дальнейшем самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Сегодня столица уделяет особое внимание проектам, нацеленным на подготовку детей к жизни и труду в современном мире, а также на решение задач их социально-личностного и познавательного развития в процессе подготовки к выбору профессии. Разумеется, на первых этапах включение детей младших возрастных групп в проекты столичного образования, тематически ориентированные на знакомство малышей с трудом взрослых, происходит опосредованно, через расширение кругозора и формирование познавательной мотивации у взрослых. На мастер-классы и семинары о современных профессиях и профессиях будущего дошкольников по понятным причинам не зовут, но для педагогов и родителей их проводится все больше. Например, про ближайшие такие мероприятия можно узнать в календарном плане проекта «Университетские субботы» на сайте Департамента образования города Москвы. И там же можно получить исчерпывающую информацию о событиях городского фестиваля «Дети в мире профессий», который организован Московским центром развития кадрового потенциала образования и проводится с сентября по июнь в рамках мегапроекта «Интеграция программ разных уровней образования для достижения новых результатов».В этом году наш фестиваль делает акцент на профессиях будущего, но речь не о простом знакомстве с профессиями. Задача – показать педагогам и родителям, что цель ранней профориентации в формировании отношения к людям и окружающему миру. Ребенок должен не просто усвоить названия реально существующих профессий, не просто понимать разницу между теми, кто, например, конструирует одежду, кто ее шьет, рекламирует и продает. В этом возрасте у ребенка должно сформироваться отношение как к самому труду, так и к человеку труда, к его обусловленным профессией личностным качествам.Для дошкольника очень важно, чтобы каждое наблюдение сопровождалось правильно организованной беседой. Задачи расширения его кругозора и формирования познавательных мотиваций стояли перед педагогами и родителями всегда. Но в нынешних условиях, когда по любой из тем на ребенка обрушивается масса самой разнообразной, в том числе и визуальной, информации, очень важно помочь ему эту информацию структурировать, чтобы у него не только накопились какие-то поверхностные знания, а сформировалось углубленное личностное отношение. Надо очень четко выстроить порядок знакомства ребенка с профессией. Где-то начать нужно с атрибутов, где-то – с конечного результата, где-то – с личности профессионала. Когда ребенка знакомим с профессией строителя, показываем, что строители – это те, кто строит дома. На первом месте результат. Рассказываем о метеорологах, которые наблюдают за погодой, речь идет о процессе. То есть в зависимости от вида профессии, организации труда взрослого каждый раз надо думать о плане приобщения.Сегодня социокультурная среда города предоставляет огромные возможности, для того чтобы органично, отвечая интересам самого ребенка, помогать ему в профессиональном самоопределении с самого раннего возраста. Это инженерные, кадетские, медицинские классы в школах, куда дошкольников приглашают на совместные занятия. Это музеи и технопарки, создающие различные игровые программы и интерактивные экспозиции, где дети могут себя попробовать в роли настоящих профессионалов, например спасателей, археологов или архитекторов. Кроме того, поскольку в Москве группы дошкольного образования организационно, а главное, содержательно стали частью больших образовательных комплексов, перед педагогами открылись безграничные возможности в обеспечении преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальными классами.Именно поэтому мы проводим мастер-классы и круглые столы на базе образовательных организаций, учим педагогов, как по-новому смотреть на задачу знакомства с профессиями с учетом изменений в обществе, с учетом использования возможностей социокультурного пространства города, на практических примерах, через конкретные мероприятия. Не через слова или лекции, а через включение в совместную деятельность. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования педагоги, дети и их родители – равноправные участники образовательных отношений. И в наших силах сделать так, чтобы эти отношения стали по-настоящему результативными.
Комментарии