search
main
0

Как живали в старину

Как живали в старину

Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях

Замечательную книгу известных русских ученых – историков Н.И.Костомарова и И.Е.Забелина “О ЖИЗНЕ, БЫТЕ И НРАВАХ РУССКОГО НАРОДА” выпустило издательство “Просвещение” совместно с АО “Учебная литература”.

В нее вошли два произведения Н.И.Костомарова (“Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI-ХVII столетиях”, “Очерк торговли Московского государства в ХVI-ХVII столетиях”) и ровно столько же творений И.Е.Забелина (“Домашний быт русских царей в ХVI-ХVII столетиях”, “Домашний быт русских цариц в ХVI-ХVII столетиях”).

Читатели узнают, как возникали посады, слободы, деревни и села, какой утварью наполнялись дома, каков был уклад жизни и порядок домоправления, как принимали гостей, что ели, как лечились, во что одевались. Книга эта, несомненно, будет интересна всем. Примеры из нее украсят урок любого учителя – историка, словесника, психолога.

Домашняя мебель и утварь

Образа ставились в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом, называемым застенок. Сверх того каждый образ поодиночке задергивался привешенным к концу его убрусцем, а внизу спускался кусок материи, называемой пеленою. Застенки, убрусцы и пелены у богатых людей унизывались драгоценными камнями и дробницами (металлическими блестками), особенно по концам, а иногда на них вышивались изображения святых. Убрусцы и пелены переменялись на образах и в известные праздничные дни привешивались более нарядные, чем в будни и в посты. Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи. Между всеми образами, стоявшими в одном углу, был один главный, поставленный на первое место посредине угла, а все прочие ставились по важности своего содержания ближе или далее от него. Некоторым образам почему-нибудь приписывали особую силу и тогда наряжали и украшали их преимущественно пред другими. В доме зажиточного хозяина, кроме множества образов, во всех покоях, и жилых, и глухих, была одна комната, где стояли исключительно образа во всю стену, наподобие церковного иконостаса; там происходило домашнее моление. Там под образами стоял аналой с книгами, просфора. Пресвятыя Богородицы, которой приписывали благодатную силу и ставили во время трапезы на столе, а по бокам подсвечники с восковыми свечами; на полице под образами лежало крылышко для обметания пыли и губка для отирания. Такие-то комнаты, как сказано выше, назывались крестовыми; у богатых людей, державших домашних священников, там священники отправляли каждодневное служение: заутреню, часы и вечерню.

Вообще в домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных – рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног, потому что калош никто не носил. Для сидения служили лавки, приделанные, как сказано уже, к стенам наглухо. Если стены были обиты, то и лавки обивались тем же самым, чем стены; но сверх того на них накладывались куски материи, называемые полавочниками; они делались о двух полотнищах, так что одно было длиннее другого; первое закрывало лавку во всю ее длину, а последнее свешивалось до земли, закрывая средину пространства между лавкою и полом. Их длина и ширина были различимы, смотря по лавкам, которых величина соразмерялась с пространством покоев. Были, например, полавочники в шесть аршин длиною и в два шириною. Но из этого нельзя заключать, чтоб лавки были широки, ибо здесь принималась ширина всего полавочника в двух полотнищах. Полавочники переменялись: в будни клались попроще, в праздники и во время приема гостей – понаряднее. Таким образом, в будни клались полавочники суконные, а в праздники – из шелковой материи, подбитые какою-нибудь простою тканью и отороченные куском материи другого цвета.

Стенных зеркал у русских вовсе не было. Церковь не одобряла их употребления; духовным лицам собор 1666 г. положительно запретил иметь зеркала в своих домах; благочестивые люди избегали их, как одного из заморских грехов; только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета. Так же точно старинное благочестие избегало стенных картин и эстампов, не допуская других украшений в этом роде, кроме икон, но в ХVII веке мало-помалу начали входить в домашний обиход картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц. Вкус к ним начал распространяться и между другими сословиями, и уже в конце ХVII века их продавали в овощном ряду в Москве. Впрочем, эстампы, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, заключали преимущественно священные предметы, но их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священного значения.

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавках клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья – нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клались подушки, обыкновенно три…

Для хранения домашних вещей употреблялись скрыни (род комодцев с выдвижными ящиками), сундуки, погребцы, чемоданы. Посуду ставили в поставцах: это были столбы, уставленные со всех сторон полками; к низу их делали шире, к верху уже, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верхних – мелкую. Разные женские украшения хранились в ларцах, которые сами по себе украшались великолепно, наводились яркими красками…

Освещение в домах было свечами восковыми и сальными. Восковые употреблялись преимущественно у богачей и то единственно в праздничные дни и во время торжественных собраний; в самом царском дворце в ХVI веке зажигали сальные свечи. Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикрепленные к стенам, стоячие, значительной величины и малые или ручные. Вообще они назывались шандалами, делались обыкновенно из меди, иногда из железа. В ХVII веке у зажиточных людей были в домах так называемые струнные медные подсвечники, сделанные из натянутых и расположенных удобно медных проволок. Ночью, чтоб иметь огонь, держались ночники. По случаю больших собраний освещали дома висячими паникадилами, которые в богатых и знатных домах были серебряные и делались с разными фигурами. Для домашнего обихода держались слюдяные фонари; с ними прислуга ходила в конюшни и кладовые. У простых поселян избы освещались лучинами.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и обьема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара, как-то: гвоздей, цепей, замков, топоров и всех вообще принадлежностей хозяйства. Сосуды для варенья в поварнях были котлы медные и железные; там, где приготовлялась пища на большое количество людей во дворе, они достигали больших размеров, например, в семь ведер; другие были в четыре ведра, в ведро, в полведра и вообще назывались поваренными или естовными котлами в отличие от пивных и винных, достигавших размера пятидесяти ведер. Для небольшого количества пищи употреблялись горшки. Жарили на сковородах не только железных, но и на медных луженых, с рукоятьями; для месива теста употреблялись деревянные корыта и большие чаны; для мытья белья – корыта, ночвы, буки; для носки воды – ведра, кумчаны, корчаги, ендовы, кувшины. По окончании обеда у рачительных хозяев все сосуды вымывались и вытирались, потом опрокидывались вниз и ставились на полках в кухне или в чулане. В праздники, когда в доме все облекалось в нарядный вид, и в поварню отпускалась посуда лучшей работы.

Для умывания употреблялись рукомойники и лохани; у богатых людей они были серебряные и позолачивались, у людей средственного состояния – медные и оловянные. Нередко рукомойник был оловянный, а лохань – медная. Примером богатого старинного прибора для умывания может служить рукомойник Ивана Васильевича, серебряный позолоченный с изображением фигур (образин) на стоянце, тоже испещренном чеканными фигурами; при нем серебряная лохань с чеканным изображением рыб и раков.

Пища и питье

NB!

Николай Иванович Костомаров (1817-1885) – ученый-историк, писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук. Писал на темы русской и украинской истории. При жизни подготовил 21 том “Исторических исследований и монографий”. Произведения Н.И.Костомарова привлекают доступностью, яркостью характеристик, хорошим литературным языком. Особым успехом пользуется “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”.

Иван Егорович Забелин (1820-1908) – русский ученый, историк и археолог. Труды по истории быта, Москвы, Кремля, древнерусского зодчества. Как археолог известен раскопками курганов Поднепровья, могил и руин античных городов в Причерноморье.

И.Е.Забелин был членом императорской археологической комиссии, председателем Общества истории и древностей российских при Московском университете. Он фактический организатор и руководитель Российского исторического музея в Москве. С 1907 г. он почетный член Петербургской академии наук.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте