search
main
0

Как жить будем? Некоторые подходы в преподавании географии

География как наука является важнейшей основой для воспитания гражданственности. Но некоторых подходов в обучении предмету следует избегать.

1. Позиция. География не может быть нейтральной. Очень важно систематически изучать идеологическое содержание учебников. У географии есть действующие лица, а у них – стратегия, которая должна обсуждаться открыто. Следует определить основные посылы и основные концепции географии. Например, как лучше всего назвать некоторые африканские государства: “страны “третьего мира”, “тропические”, “слаборазвитые” или “развивающиеся страны”?

2. Ушло в прошлое противостояние великих держав. Нам нужно перестать мыслить понятиями блоков, договоров между правительствами и демаркационных линий на карте. Куда, например, сегодня отнести Россию? Трудно разделить мир, опираясь на основные точки – Запад-Восток, Север-Юг – не увековечивая старых символов и образцов господства.

3. Структура, лежащая в основе многих учебных курсов, – это география борьбы за первенство. Все соревнуются в знаниях высоты гор, максимальной скорости течения рек, численности населения столиц и т.д. Государства объединены в группы с целью призыва их к конкуренции и борьбе за первенство. Этого следует избегать. Мы всегда изучаем одни и те же крупные державы: обязательно в списке Россия, всегда исключают Австралию, а Канада, как правило, остается в тени США. Имеет значение лишь знаменитая “триада”: США, то, что осталось от бывшего СССР, и Япония. А пока ученики заняты бесконечным изучением США и Японии, острова Тихого океана остаются в стороне, они не входят в учебную программу.

4. Страницы газет наводнены этническими стереотипами. Так, швейцарцы издавна считаются корыстолюбивыми, бельгийцы славятся своими забавными историями, шотландцы – признанные скряги, испанцев отличает чрезмерная гордость, корсиканцы крайне ленивы, жители юга Франции во всю используют право сиесты и т.д.
Эти концепции не могут быть отделены от картографических изображений, которые используются в географии и которые ясно показывают ущерб, наносимый более пагубными способами воспитания гражданственности.

5. Необходимо отказаться от карт, составленных исходя из центрального положения срединных государств. Европа как центр мира считается “нормой”; политические сферы влияния делят Тихий океан на две части: одна – к западу от Америки, другая – к востоку от Японии. И если эта линия проведена, как понять взаимоотношения одной и другой сторон Тихого океана?
А можно ли предложить что-то более конструктивное? Использование нескольких вполне разработанных концепций и понятий, естественно, будет способствовать правильному воспитанию гражданственности.

Территория – это наиболее простой способ выражения соответствующего пространства.

Национальные особенности, самобытность выходят за рамки понятий “граница” или “нация”. Это не просто вопрос о названии одного и того же разными словами. Концепции принадлежности и национальных корней должны быть использованы для изучения проблемы размещения населения.

С понятием “наследие” надо обращаться бережно, используя понятия наследия семьи, родовой собственности, отечества, патриотизма более конкретно и к месту.

В центре внимания территориальной организации, которой история, география и граждановедение дают новую жизнь, – основные географические группирования, базирующиеся на культурных ценностях территорий, древних исторических образованиях и географических особенностях районов. Например, при изучении южной границы США рассматривается область взаимодействия небольшой части Калифорнии и значительной части Мексики; это означает не только конфликт или дополняемость, но и контакт. Средиземноморье же не является целостностью, а состоит из четырех частей, изучать которые все же легче, чем 20 стран, которые его составляют, и т.д.

Масштаб определения территориальных единиц заслуживает особого внимания как чисто географический подход. Проблемы, возникающие при использовании стандартных географических делений, хорошо известны: так, например, градация “деревня” предполагает “узость, ограниченность” подхода в чем-либо. Самое малое общественное образование и его условное обозначение – первая ступенька в географическом отображении ежедневной жизни на микроуровне: городской район, улица, деревушка.
Все перечисленное требует иного стиля преподавания, опирающегося не на физические элементы подхода к географии, а на концептуальные понятия. Физические элементы могут быть использованы для более широкого объяснения, а не для иллюстрации. Уроки географии должны и могут воспитывать настоящих граждан. География, как никакая другая наука, должна научить, как жить вместе.
В. КОЛОМАЦКАЯ,
учитель школы N 1149
Зеленоград,
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте