Личность учителя, его эмоции, мудрость, теплота, внимание и сила убеждений оказывают влияние на интеллектуальное и нравственное становление учеников. Но наставниками могут быть не только учителя, но и сами дети.
Основным контингентом учащихся нашей школы являются дети с особыми образовательными потребностями, а именно с легкой, умеренной и тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями в развитии, в том числе тяжелыми нарушениями речи.
Одной из форм наставничества, реализуемой в нашей школе, является наставничество в системе «ученик – ученик», особая роль которого заключается в том, что в основе взаимодействия лежат принципы доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимообогащения, передачи практического опыта от ученика к ученику. Наставничество «ученик – ученик» невозможно без сопровождения учителя, дети всегда рассчитывают на его помощь и совет. Данное взаимодействие наиболее полно реализуется в нашей школе через такой педагогический прием, как театрализованные постановки (драматизации).
Педагогическая ценность драматизации для наших учащихся как вида учебно-воспитательной работы многогранна. В первую очередь драматизация является творческим приемом развития речи учащихся, поскольку позволяет создавать на уроке и во внеурочной деятельности естественную речевую ситуацию, которая активизирует у детей желание общаться, совершенствует их коммуникативные умения. Кроме этого, моделирование отношений между людьми в игровой ситуации помогает ученикам усваивать нормы общественного поведения в реальной жизни, что окажет им неоценимую помощь в социальной адаптации. Драматизация является коллективной деятельностью, и процесс подготовки представления, репетиции, изготовления костюмов и декораций оказывает положительное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей, формирует умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других и выражать свою точку зрения, уметь ее отстаивать, терпимо относиться к замечаниям, вырабатывает чувство ответственности за общее дело.
В драматических постановках участвуют дети всех возрастов независимо от степени имеющихся нарушений. Старшие дети становятся наставниками младших. Даже дети с тяжелыми нарушениями интеллекта становятся наставниками благодаря мотивации быть признанным, значимым, быть лидером. Учащиеся с огромным желанием участвуют в школьных спектаклях, примеряя на себя роли различных сказочных персонажей.
Наставничество – это двусторонний процесс взаимодействия, где наиболее активный ученик выступает в роли наставника, это способствует повышению его самооценки, а также формированию ощущения своей значимости и востребованности. Наставник и наставляемый учатся работать в команде, договариваться между собой, находить необычные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Таким образом, реализация процесса наставничества «ученик – ученик» имеет большое коррекционно-развивающее значение в обучении и социализации детей с нарушением интеллекта.
Наставническая деятельность «ученик – ученик» стимулирует развитие коммуникативной функции детей с тяжелыми нарушениями, способствует формированию позитивной мотивации в целом, делает жизнь ребенка более насыщенной, окрашенной яркими эмоциями, положительными впечатлениями, делает его успешным и значимым в глазах одноклассников и старших.
Дети стали больше проявлять инициативу, повысились мотивация и интерес к участию в различных конкурсах школьного, окружного и городского уровней. Результатом работы стали дипломы, грамоты, поощрения, благодарности – еще один вид оценки результативности процесса со стороны независимого жюри.
Татьяна ВЛАСОВА, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната №108, кандидат психологических наук, доцент;
Наталья ЗИНОВЬЕВА, Ирина СТЕПАНОВА, учителя-дефектологи специальной (коррекционной) школы-интерната №108
Комментарии