Валентина КОХАНОВА, декан филологического факультета, заведующая кафедрой практической филологии, методики преподавания русского языка и литературы, кандидат филологических наук, доцент:
– Переход на многоуровневую подготовку мы начали в 2004 году, и начало очень удачно совпало со временем, когда мы переехали в новый корпус и получили возможности для расширения объема работы. Причины перехода на многоуровневую систему подготовки педагогов можно разделить на объективные, которые непосредственно связаны с деятельностью университета и факультета. Это, конечно, высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, богато оснащенная материально-техническая база и тот большой научный, творческий и исследовательский потенциал, которым обладают и преподаватели, и студенты нашего факультета и нашего университета в целом. Компьютерные классы, мультимедийные аудитории стали нормой нашей жизни, и у нас есть разные варианты возможного использования их в учебном процессе.
С 1 сентября 2006 года начался эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных и балльно-рейтинговых единиц. У нас произведен набор бакалавров, и эксперимент сейчас – отражение новой философии технологии образования, создаваемой европейским образовательным сообществом в рамках Болонского процесса. Задачи эксперимента, который мы ставим на факультете, – прежде всего внедрение нового, индивидуально-ориентированного учебного процесса, позволяющего студентам проектировать собственную образовательную траекторию и свободно адаптироваться к любым изменениям в профессиональной сфере. Понимание научно-исследовательской работы студентов как обязательной составляющей в оценке качества образовательных программ помогает резко повысить качество их обучения. Кроме того, очень важная задача – создание нового образовательного пространства, в котором качественно меняются роль преподавателя и все виды его деятельности, разработка механизмов и критериев качества образования, соотносимого с европейским.
Естественно, подготовка к такому сложному эксперименту проходила не одномоментно, мы готовились к нему долго. Подготовка включала следующие этапы: прежде всего мы знакомились с опытом работы московских вузов, таких как Московский педагогический государственный университет, Российский университет дружбы народов, кроме того, изучали международный опыт, который для нас сыграл очень важную роль в выборе тех основных организационных моментов, которые мы начинаем использовать в этом году в нашем учебном процессе.
Очень важной для нас частью работы стало участие в международной конференции «Магистратура и Болонский процесс», которая прошла в Санкт-Петербурге. Работа в семинаре пяти наших преподавателей и начальника управления МГПУ стала очень важной частью подготовки к переходу на эксперимент в русле Болонского процесса.
Сейчас на филологическом факультете есть несколько профилей подготовки бакалавров филологического образования: русский язык и литература, литература и литературное редактирование, русский язык как неродной и литература. С 2007 года планируем еще один профиль: русский язык и иностранные языки.
Эксперимент, который мы начали в этом году, кардинально изменит концепцию учебно-методического образовательного пространства, организацию образовательного процесса, очень важно, что меняются функции кафедр в реализации образовательных программ.
Когда мы начали эту достаточно длительную работу в 2004 году, то, естественно, планировали, что это будет серьезным прорывом в динамике развития нашего факультета. Надо сказать, что вообще наш факультет и университет развиваются очень динамично, что отмечено различного рода наградами.
Ожидаемые результаты эксперимента, который мы проводим, – увеличение мотивации студентов к самостоятельной работе по овладению профессией, повышение качества профессионального образования, реализация поэтапного контроля усвоения знаний и приобретенных профессиональных умений. Мы придаем серьезное значение формированию мотивированных критериев в выборе профиля у студентов для поступления в магистратуру, для направления на стажировку, в аспирантуру.
По новой балльно-рейтинговой системе будет очевидно, из чего складываются те критерии, которые сыграют важную роль в судьбе каждого конкретного студента.
Важно отметить, что в учебном процессе значительно сократится сессионное время. Кроме того, произойдет оптимизация работы преподавателя, она будет иметь качественно другой характер.
Сегодня на факультете готовятся к лицензированию программы специализированной подготовки магистров, магистратура начнет работать на нашем факультете в 2007 году, когда первые бакалавры приема 2004 года станут выпускниками и смогут продолжить свое образование уже в качестве магистрантов. На всех кафедрах факультета идет в настоящее время разработка программ: «Языковое образование», «Литературное образование», «Информационные технологии в филологии», «Методические технологии в филологии» и очень важной программы, востребованной столицей, при условиях, в которых мы живем, – «Теория и практика обучения межкультурной коммуникации в полиэтническом пространстве.
Комментарии