Практически каждый человек сегодня вовлечен в цифровое пространство. Мы пользуемся электронными госуслугами, проходим в Сети обучение, совершаем разнообразные покупки, осуществляем деловые коммуникации, развлекаемся. С развитием онлайн-отрасли особую актуальность приобретают вопросы защиты персональных данных граждан, а также защиты детей и подростков в Сети.
Проблема борьбы с деструктивным контентом и защиты несовершеннолетних пользователей от его влияния сегодня обсуждается и на государственном уровне, и в бизнес-сообществе. Так, в ноябре 2021 года российские ИТ-компании создали Альянс по защите детей в цифровой среде. Власти ряда регионов ведут просветительскую работу с обучающимися в школах и техникумах. Тем не менее по данным, озвученным на Форуме цифровой безопасности в феврале 2022 года, более 80% россиян считают, что подростки недостаточно защищены от цифровых угроз. Для того чтобы понимать, с какими угрозами может столкнуться в Сети ребенок, и помочь противостоять им, ученые Академии социального управления (Московская область) разработали методику мониторинга медиапотребления обучающихся. Результаты их исследования показали, что, анализируя поведение детей в медиапространстве, можно выявить на ранних стадиях проявления деструктивного поведения: аддиктивного, суицидального, агрессивного, медиазависимого, виктимного.
– Наша основная задача – создать конкретный инструментарий, который бы позволял диагностировать особенности медиапотребления, степень эмоциональной вовлеченности ребенка в информационное пространство, – говорит Андрей Коповой, начальник Центра практической психологии образования АСОУ. – Мы разработали рекомендации для педагогов по мониторингу социальных сетей школьников. Основная задача этой методики – увидеть в аккаунтах детей то, что может быть скрыто в реальной жизни. Например, аватары со специфической символикой, статусы, которые могут быть довольно информативными даже в закрытых аккаунтах. Это позволяет отследить и на ранних этапах выявить возникающие риски деструктивного поведения. Например, увидеть первые признаки вхождения ребенка в какие-то деструктивные сообщества или принятие ребенком деструктивной идеологии.
Работа выполнена по поручению Министерства образования Московской области и в начале 2021 года прошла апробацию более чем в 20 пилотных школах Подмосковья. После чего новый инструмент анализа интернет-поведения учащихся получили все учреждения общего образования Московской области. При создании методики специалисты АСОУ изучили популярные у школьников соцсети. На основе исследований разработали конкретные рекомендации для педагогов по мониторингу соцсетей. Активная обратная связь позволяет специалистам АСОУ вести эффективное методическое сопровождение этого процесса в реальном времени. На базе поступающих от педагогов данных формируются карты наблюдений по индикаторам риска деструктивного поведения и определению рисков чрезмерной медиавовлеченности школьников. Для разных возрастных групп разработана своя методика, поскольку структура их медиапотребления различается.
– Начальная школа – это в основном лайкеры и тиктокеры, ребята постарше стремятся больше стримить. ВКонтакте в последнее время терял свою популярность, превращаясь постепенно в сеть, аналогичную «Одноклассникам», – немного архаичную, для возрастных пользователей. Возможно, новая реальность изменит ситуацию. Мы наблюдаем сейчас активный процесс перехода в Телеграм-пространство, – отмечает Андрей Коповой.
Сейчас ситуация с медиапотреблением вновь меняется буквально на наших глазах и может стать предметом нового исследования ученых. Однако в любом случае уже разработанные меры по противодействию негативному влиянию информационного пространства актуальны и активно применяются в школах Подмосковья. По мнению экспертов, здесь важно помнить, что для современных детей цифровая среда – это естественная среда существования и важное пространство социализации. Предоставляя ребенку гаджеты и выводя его в Интернет, взрослые обязаны контролировать его действия в онлайн-пространстве.
– Мы, взрослые, часто воспринимаем медиапотребление детей как собственное. Мы думаем, что они также могут выключить телефон и пойти заниматься другими делами. На самом деле нет. Они социализируются в цифровом пространстве, и оно для них намного значимее, чем для нас, – подчеркивает Андрей Коповой.
Поэтому кроме создания диагностического инструментария специалисты АСОУ разработали целую серию тренинговых мероприятий по формированию культуры медиапотребления, рассчитанных на весь учебный год. Их цель – научить детей продуктивному медиапотреблению. Во-первых, сформировать у ребенка уже в начальной школе критическое отношение к потребляемой информации. Во-вторых, дать навыки безопасного медиапотребления, чтобы ребенок не распространял персональные данные, оградил себя от вхождения в деструктивные, потенциально опасные для него сообщества. А в итоге воспитать детей защищенными и независимыми от негативного влияния, чтобы они не поглощали предложенную информацию, а могли выбирать, что для них действительно важно. Вопросы работы с родителями тоже не остались в стороне. Специалисты АСОУ разработали актуальную тематику и содержание родительских собраний, посвященных методам контроля поведения детей в онлайн-пространстве. Несмотря на волнение родителей по поводу потенциальной опасности онлайн-пространства, выяснилось, что они часто недооценивают риски и не всегда осознают свою ответственность за действия ребенка в Сети. Интересно, что работа, направленная на защиту детей в Сети, встретила не только одобрение, но и волну критики, причем в самом педагогическом сообществе. Нередко наблюдение за обучающимися в информационном пространстве трактуется как некое вторжение в их частную жизнь. Однако, по мнению специалистов АСОУ, их задача не вторгаться в личное пространство, а выявить риски, в том числе и суицидального поведения.
– Иногда подростки в социальных сетях размещают то, о чем не могут сказать близким, или им некому это сказать, например призывы о помощи, – отмечает Коповой. – Важно понимать, что контроль за детьми – это не всегда плохо и не всегда ограничение свободы. Это проявление заботы и средство борьбы с негативом, который сваливается на ребенка в информационном пространстве. Поэтому нужно прикладывать волевые усилия и формировать в нем желаемые качества, а не ждать, что они сформируются сами по себе. Мы всегда получим то, что вложили в ребенка, а не то, что хотим.
Олеся ПЕНКИНА
Комментарии