search
main
0

Как заразить творчеством? Развитие у школьников мотивации к познавательной деятельности

Множество экологических проблем определяют необходимость принципиально нового отношения людей к окружающему миру. Однако знаний тут недостаточно. Нужна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, в частности, на потребность и умение самостоятельно решать проблемы, проводить собственные исследования, логично мыслить. Этому нужно учить, потому что от этого зависит будущее цивилизации.

Как заразить творчеством? Конечно, призывами, а тем более приказами невозможно вынудить человека работать творчески. Акт творчества может происходить исключительно по внутреннему движению души. Следовательно, чтобы у человека это движение возникало, и возникало как можно чаще, надо найти мотивы, способы воздействовать в первую очередь на его характер, а не на его голову. Первый способ основан на том, что творчество заразительно. Это означает, что учитель, желающий развить в ученике неудержимую тягу к творчеству, обязательно должен быть во всех своих проявлениях «изобретателем», а не «технологом», человеком, которому для его существования творчество необходимо так же, как воздух. Способ второй – непрерывно предлагать задачи, которые не решаются знакомыми методами. Несколько лет назад я поставила для себя цель – решить проблему повышения мотивации к получению фундаментальных экологических знаний на основе организации внеклассной работы и приступила к реализации задач: выяснила педагогические условия развития мотивации у школьников, создала условия для развития исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся во внеклассной работе, начала прививать интерес к природоохранным профессиям. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой сплав движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она стержень личности, к которому стягиваются такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Согласно исследованиям учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. В нее входят потребность в учении, смысл учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Как справедливо отмечал великий немецкий педагог А.Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить их и усвоить. Человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности. Будем помнить всегда, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему. Когда у него есть мотив, отражающий наличие потребностей, которые и сможет удовлетворить эта деятельность. Даже навязанная кем-то, она все же мотивирована! Мотив – это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Когда человеку вдруг захотелось что-то сделать, можно говорить о кратковременном состоянии. Если же ему хочется так делать или поступать всегда – это составная часть личности. И если указанное поведение будет соответствовать уровню современной духовной культуры, то можно будет говорить о воспитанности такого человека. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Характер и результат его познавательной деятельности завият от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности. Успешный педагог учитывает, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижений. Поставим перед собой вопрос: что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше? Очевидно, что у каждого из них активизированы мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей. Мотив достижения – стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Причем одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое. Задача стимулирования познавательной деятельности совсем не в том, чтобы внешними мерами заставить ученика заниматься исключительно учебными делами. Задача – вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы деятельности. Сложно, конечно, знать все потребности отдельного ребенка. Но совершенно необходимо изучать типичные потребности школьников – общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы отобрать нужные для стимулирования познания. Выделю некоторые способы развития потребности и умения самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы и работать творчески. Новизна изучаемого материала. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Новизна материала, необычность его подачи побуждают школьников лучше присмотреться к ранее неизвестному, разобраться в нем. Педагог опирается здесь на присущую детям любознательность. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают большую мотивированность при повторном выполнении тех же самых задач. Практическая значимость знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе. Практика нередко ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из него. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д.Карнеги). Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать свои жизненные проблемы. Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни. Степень трудности задания. Экспериментально установлено, что люди, ориентированные на достижение, не берутся за дела высокого уровня сложности, предпочитая им нечто среднее, но гарантирующее в любом случае 50% успеха. Напротив, те, кто стремится избежать неудачи, предпочитают или слишком легкие, или, наоборот, слишком трудные задачи. Поэтому важно определять степень сложности задания, учитывать различия в направленности мотивации достижения. Степень сложности задания человек оценивает по тому, насколько оно соответствует его способностям, средствам и времени для решения. Если мы хотим сформировать у наших учеников мотивацию к достижениям, то необходимо соблюдать такие правила: – задачи должны быть посильными для учащихся, и не нужно требовать от них приложения чрезмерных усилий, в этом случае от их решения не откажутся как высоко мотивированные, так и слабо мотивированные и ориентированные на избежание неудачи дети; – деятельность должна предоставлять школьнику возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню его притязаний;- необходимо давать задачи разной степени сложности, позволяющие пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся;- задачи должны отличаться новизной, активизирующей мыслительную деятельность школьников;- слабо мотивированные дети должны иметь возможности использовать повторы, это поможет им обрести уверенность в собственных силах. Самостоятельность школьников. Исследования ученых выявили общую закономерность: побуждая детей к самостоятельной деятельности, мы повышаем их стремление добиться успеха. От того, насколько самостоятелен ребенок в той или иной деятельности, зависит и уровень эмоционального чувства, которое он испытывает, добившись успеха или переживая неудачу. Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникают удивление и желание разобраться в проблеме. Противоречие разрушает гармонию, нарушает предполагаемый и ожидаемый порядок и поэтому возбуждает стремление глубже понять ситуацию и восстановить упорядоченность. Учитель всегда может найти те или иные парадоксы и противоречия между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества, между новыми знаниями и старым опытом учащихся, между новыми познавательными задачами и старым уровнем умений, между достигнутым уровнем знаний и неумением применять их, между новыми знаниями и наличным уровнем мировоззрения учащихся. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Фактор времени. Временной дефицит значительно увеличивает ожидание неудачи. А вот неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности, так что надо каждый раз разумно и четко определять время, за которое требуется выполнить ту или иную работу. Оборудование и гигиенические факторы. Сильно сказываются на степени утомляемости и в итоге на мотивации и умственной активности школьников наполняемость класса, шум, освещенность помещения, чередование методов работы. Фактор неопределенности. Высокая степень неопределенности не побуждает к достижениям. На нее отрицательно реагируют как те, кто мотивирован на достижения, так и те, кто стремится избежать неудачи. Более благоприятны для развития мотива достижения условия умеренного риска, позволяющие школьнику самому контролировать наиболее важные переменные внешней ситуации.Использование игр. Это известное средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Играть любят дети всех возрастов – не только маленькие, но и старшеклассники. Включение продуманных с точки зрения интересов обучения игр в уроки и внеклассные мероприятия желательно по разным основаниям. Игра увлекательна, она снимает накопившуюся умственную усталость, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Но самое главное в свете рассматриваемых проблем – она сближает изучаемые вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность. Нетрудно оформить учебную дискуссию в виде «заседания учебного совета» или «защиты диссертации». Школьники обычно с радостью встречают предложенную учителем игровую ситуацию и включаются в нее. Оценка деятельности. Именно она создает внутреннее ощущение удачи или неудачи и, обладая большой побудительной силой, может играть мотивирующую роль. Если школьник воспринимает оценку как объективную и справедливую, то у него появляется стремление и впредь непременно добиваться удачи. А справедливыми считаются оценки, которые учитывают результаты и усилия, вложенные в выполнение работы.Учитель должен придерживаться следующих правил:    одинаково оценивать всех учащихся, показавших одинаковые результаты;    непременно подчеркнуть те стороны деятельности, которые особенно значимы для самого ученика;    стараться выявить не только недостатки, но и успехи ученика;    уважать личное мнение ученика, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность;    в общении с учеником уходить от эмоционального напряжения, обиды, раздражения;    обсуждать с учениками (группами) причины ошибок и пути их исправления;    добиваться того, чтобы ученик действительно, а не формально принял оценку и понял, как ее улучшить;    создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах. Самооценка. Стремление к самоуважению. Самооценка – это личное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств. Она отражает степень развития самоуважения и отношения ко всему, что входит в сферу «я». Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). У. Джеймс описал изменение самооценки в деятельности с помощью формулы: самооценка = успех : уровень притязаний. Развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности. Ответственность включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя. Можно считать, что чувство ответственности – ключ к мотивации.Личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей, родителей. Такая ориентация самым положительным образом сказывается на мотивации ребенка, для которого поведенческие модели взрослого служат эталоном для подражания или по крайней мере тем образом, с которым он наиболее часто соприкасается.Исследования показали, что наиболее сильную мотивацию достижений проявляют дети из семей так называемого среднего класса, то есть достаточно обеспеченных и образованных родителей. По-видимому, это следует связывать с картиной прогнозируемого будущего. Ведь рассмотрение будущего в позитивном свете как зависящего от воли и желания самого человека очень важно для формирования у него положительной установки на достижения.В зависимости от того, видит ли человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей «источников» и «пешек» (де Чармс). «Источник» – это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувство самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия, умения, навыки. «Пешка» – это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию.Учителя-«источники» воспитывают учеников-«источников», учителя-«пешки» воспитывают учеников-«пешек». Школьники подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому люди, воспитывающие ребенка, должны развивать саморегуляцию, обучаться тренингу мотивации достижений, уметь эффективно поощрять. Человек субъективно воспринимает внешние мотивационные условия. Поэтому учителю особенно важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, чтобы были уверены в том, что все наши действия будут объективными и справедливыми. Ведь дело не столько в том, чтобы выявить и развить индивидуальные творческие способности, сколько в том, чтобы привить ученикам насущную потребность в максимальной реализации этих способностей. Совершенно необходимо, чтобы у ребят возникли и развились для этого определенные качества характера: желание и умение работать, постоянная внутренняя активность, неуспокоенность, инициативность, способность в любом деле находить интерес. Совершенно ясно, что для формирования характера разделение жизни на учебные и неучебные мероприятия невозможно. Любое внеурочное мероприятие всегда должно преследовать не только воспитательные, но и образовательные цели и, естественно, наоборот. И тогда жизнь и учеба становятся неразделимыми и начинают просто совпадать. Честно говоря, ни в один момент времени мы не можем точно сказать, чем мы занимаемся – учебой или воспитанием. Никого не нужно убеждать в том, что творческая деятельность школьников – необходимый компонент работы с одаренными детьми и всеми учащимися, ориентированными на получение качественного образования. Но только немногие старшеклассники обнаруживают склонность к осознанной и целенаправленной деятельности. Еще меньшее количество школьников проявляют интерес к исследовательской работе. Прихожу к выводу, что исследовательские группы учащихся должны формироваться вокруг одаренных ребят, которые выполняют функции координаторов творческого коллектива и приобретают при этом навыки лидеров. А многочисленные вспомогательные обязанности могут быть переданы другим членам коллектива. Они помогают в постановке и проведении экспериментов, обработке материалов на компьютере, художественном оформлении материалов работы. Пусть эти учащиеся и не ведут, строго говоря, научных исследований, но они в полной мере охвачены их атмосферой и ощущают свою необходимость. Средняя общеобразовательная школа №10, в которой я работаю более четверти века, находится на окраине стотысячного города Каменска-Шахтинского, все учащиеся проживают в частном секторе, им близко общение с живой природой. Установлена закономерность, что чем более удалено экологическое общество учащихся от крупных городских агломераций, тем конкретнее и активнее идет в нем работа. По-видимому, когда дети соприкасаются с результатами негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, они острее чувствуют ее ранимость, а самое главное – они готовы активно участвовать в наведении порядка в своем большом доме. Моя многолетняя практика экологической работы в школе показывает, что выполнение учащимися творческих заданий и проектов, условия и результаты которых имеют непосредственную связь с местными проблемами, значительно повышает мотивацию интеллектуально-познавательной деятельности и воспитательную эффективность обучения. Постепенно у ребят формируются активность и самостоятельность в познании природы, появляется стремление самому сберечь и защитить ее. Несложные экологические исследования позволяют мне использовать полученный богатейший материал как в урочной работе, так и в творческой, углубленной. Такой подход к изучению природных процессов гарантирует высокое качество усвоения учебного материала по соответствующим дисциплинам и, что, пожалуй, самое главное, формирует в сознании школьников стойкий интерес к вопросам экологии, стремление анализировать происходящие в природе процессы. Полученные в детстве экологические знания во многом определят «экологическую чистоту» принимаемых в дальнейшей жизни решений.Когда я смотрю на работу юных экологов нашей школы, то думаю: разговоры о том, что все давно изучено и нет новых законов, которые еще можно открыть, нужно прекратить; вместе с детьми хочется пополнить ряды тех, кто сумел увидеть то, что не заметили другие. И как прав был П.А.Кропоткин, писавший: «Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения». И может быть, природоохранная деятельность не пользуется пока популярностью среди молодежи, но для моих юных экологов элемент творчества и ощущение полезности того, что они делают для общества, – основные критерии в выборе профессии. Вместо уходящих во взрослую жизнь старшеклассников который год подряд ряды юных экологов пополняют начинающие восьмиклассники, чтобы понять, что нужно знать и уметь, чтобы быть защитником окружающей среды, чтобы усвоить основные принципы любителей и знатоков природы – терпение, внимательность, точность, сотрудничество и любознательность.​Валентина ПАВЛОВА, учитель химии и биологии школы №10 города Каменска-Шахтинского Ростовской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте