Лариса Захарова – учитель истории, обществознания, права. Учитель высшей категории, в системе НПО работает с 1995 года. Преподает в профессиональном училище N 8 города Воронежа:
– В 1992 году была задумана глобальная реформа российской системы образования. Сегодня мы констатируем определенную непоследовательность государственной политики в сфере образования. Ожиданий от новой Концепции много, впрочем, как и тогда, 10 лет назад. Она поэтапная, предусматривает коренное изменение механизмов взаимодействия государственных и общественных структур с образовательными. Впервые образование рассматривается как приоритетная отрасль национальной экономики. В результате деятельности системы образования государство планирует к 2010 году получить прибыль в три миллиарда долларов. Предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса, профессионализма педагогических работников. Это очень важно. Но результат будет зависеть от востребованности образования со стороны экономики, социальной и культурной сферы и его приоритетности.
Главный недостаток Концепции, на мой взгляд, – отсутствие анализа социальных последствий в случае выполнения намечаемых мер. У нас за все реформы никто еще ответственности не понес. Потому, наверное, и не просчитывают, чем это обернется для людей. А ведь образование – не только для педагогов, оно касается всех.
Что, по моему мнению, требует изменения в образовании?
Как преподавателя, меня волнует в первую очередь программно-методическое обеспечение. Нам нужны учебники именно для начального профессионального образования. Ведь что делают? Говорят: берите школьную программу и разрабатывайте, адаптируйте ее, берите учебники истории или права и меняйте их сами – вы же учитель высшей категории. Да, конечно, но ведь есть еще и стандарт, и все должно быть приведено в соответствие с ним.
Необходимо продолжить разработку учебно-программных материалов в профессиональных училищах, где нет общего среднего образования. Мы, например, не даем общего среднего образования. И мое мнение таково: в учебном заведении, дающем начальную профессиональную подготовку, надо оставить минимум общеобразовательной подготовки. Почему? Не у всех ребят есть цель учиться дальше. К нам приходят на базе девяти классов, знания у большинства очень слабые. Дети интернатного типа, малообщительны, замкнуты, из сложных семей. А мы помогаем им адаптироваться к нормальной жизни. Из нашей системы выходят прекрасные слесари, автослесари, рабочие других профессий. Я думаю, что все предметы теоретического обучения в учреждениях НПО должны быть профессионально адаптированы. Нельзя измерять качество профессиональной подготовки измерительным инструментом общего среднего образования.
Ну и конечно, надо хорошо подумать над созданием и реализацией новых форм взаимодействия учебных заведений с работодателями. С одной стороны, на наших выпускников большой спрос на предприятиях, много вакансий в службе занятости, а с другой стороны, молодежь сегодня не хочет стоять у станка за гроши. Ее не заманишь на завод ни стажем, ни новой пенсионной системой – только деньгами. На последнем съезде промышленников и предпринимателей говорили о том, что средний возраст станочника – пенсионный, а смены пенсионерам нет, работать некому. Поэтому необходимо повышение эффективности социального партнерства, при котором работодатели оплачивают обучение нужных специалистов. И даже ставится вопрос о том, чтобы оплачивать подготовку мастеров для системы НПО.
Комментарии