search
main
0

Как залучить “иностранца”?

Наша Новоивановская школа – одна из тех 111 “несчастных школ” в области, где не преподается английский язык.
Проработав в одной и той же школе 25 лет, имею смелость утверждать: с учителями иностранного языка у нас было плохо всегда. Правда, 20 лет назад, они нет-нет, да и попадали в глубинку по распределению. Но вскоре выходили замуж за местных водителей-трактористов (что интересно, никогда – за коллег), а позднее, порвав с несложившейся семейной жизнью, уезжали куда глаза глядят. Чаще поближе к отчему дому. Один раз, лет десять назад, у нас было аж две “иностранки”. А мы-то, глупые, не знали, что это было счастье. Впрочем, скоро история повторилась: неудачное замужество, разлад, развод, отъезд…
И опять в расписании нет английского. У администрации возникла идея! А что, если подвозить коллег из Свободного? И подвозили целых три года на школьном, видавшем виды “Москвичонке”, и не только “англичанку”, но и физика, химика…
В этом году – катастрофа!
В последнее время вела предмет бывшая выпускница педколледжа со специальностью в дипломе “учитель начальных классов и английского языка”.
Девочка старалась как умела. И надо же! Инга наша вышла замуж и упорхнула с молодым супругом в Углегорск… Мы обратились за помощью на кафедру английского языка в родной педуниверситет.
Нас разочаровали сразу же: “Что вы! В городе вести некому, а уж в селе… Они теперь в село не хотят ехать!”
Выход один – дали объявление в “Учительскую газету”. Только оно вышло, сразу стали приходить отклики. Один из претендентов нас особенно заинтересовал, завязалась переписка, она продолжалась ровно год. В июле был отправлен вызов в город Йошкар-Ола, а в ответ: “Умер отец. Не приеду”. И вот уже мелькают желтые сентябрьские дни, а в расписании по-прежнему нет английского… Что же нам делать?
В свежем номере “УГ” натыкаюсь на объявление: “Учитель английского языка, москвич, 45 лет, II категория”… – в общем, то, что нам надо. Немедленно звоню в Москву, едва успев прочесть газету. “Из Амурской области? – слышится в трубке удивленный приятный баритон. – Что вы! Это далеко!”. “Ничего не далеко, – перехожу в наступление, – к нам учительница физики переехала из Пензы два года назад (это чистая правда!) и не жалеет”. Московский коллега благодарит меня “за звонок”, и мы прощаемся. “Этот не приедет”, – произношу я с сожалением.
Грустно. Обидно за детей, которые никогда не поступят на факультет иностранных языков. И еще печальнее оттого, что школа наша, кажется, не из самых отстающих в районе. На протяжении 12 лет мы делимся опытом воспитательной работы с коллегами района, области. Преподаем риторику и краеведение, словесность и народоведение, работает “Школа Добра” (дополнительное образование).
С благодарностью вспоминаю свою деревянную школку в поселке Юхта Свободненского района, с печным отоплением и подпорками под потолок. Вспоминаю ее учителей и особенно учителя немецкого языка Юлию Васильевну Корытко. Именно она сумела не только зажечь в нас интерес к изучению иностранных языков, но заложить навыки речевой практики. Во время поездки в Болгарию в 1978 году я оказалась в числе наиболее подкованных в немецком языке туристок из Приамурья. Мне, выпускнице обыкновенной сельской школы, были поручены функции переводчика на вечере советско-германской дружбы.
– Где ты так хорошо выучилась немецкому? – спрашивал меня немец-приятель Томас.
– В школе, – отвечала я.
…Я сижу в притихшей школе. Вечер. Пишу новое расписание. Расписание, в котором нет иностранного. Пишу и думаю, что скажу детям в ответ на вопрос: “Когда будет английский?” Сказать, что молодые учителя не хотят ехать в деревню и тем самым заронить в детские души обиду, вызванную педагогическим чванством? Или объяснить все полунищенским существованием коллег? Не поверят! Их семьи живут без денег не месяцами – годами. Посетовать на отсутствие жилплощади – заведомая ложь! Учителя английского языка ждет уютная двухкомнатная квартира в сельской трехэтажке, приобретенная на средства районной администрации…
Мне нечего сказать детям. Хотя я только и делаю, что ищу и жду, жду и ищу человека, который подарит им мир иностранных языков…

Наталья ЧАНВАНЮ,
заместитель директора Новоивановской школы, заслуженный учитель РФ
Свободненский район,
Амурская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте