Любому человеку с рождения даются возможности видеть, слышать, чувствовать и познавать окружающий мир. И мир этот для ребенка удивительный, скрывающий множество тайн. В процессе познания окружающей действительности для детей, маленьких исследователей, все в новинку: предметы и их взаимодействие, сходства и различия, качества и вкусы, чувства и ощущения.
В активной деятельности ребенок ищет ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?». Открытие новых знаний в исследовании окружающего мира проявляется у детей в экспериментировании как деятельности.
Новые знания подчас формируются путем проб и ошибок. Родители, обеспокоенные тем, что ребенок-экспериментатор может нанести себе вред, все чаще накладывают на познавательную активность запреты: «Не ходи по лужам, ноги промочишь и заболеешь», «Не раскачивайся на качелях, упадешь и ушибешься», «Не прыгай на ступеньках, ногу сломаешь», «Не трогай крапиву, обожжешься». И сколько же этих «нельзя»!
И вроде бы все верно, безопасность детей – одна из главных забот взрослых.
Со временем дети понимают, что большой и чудесный мир может таить в себе разнообразные опасности. Как же обеспечить детям безопасность?
Разберемся, что такое безопасность. Проанализируем само слово: «без» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо; «опасность» – угроза для нормального функционирования какого-либо материального или нематериального объекта. Получается, что безопасность – это состояние защищенности от внешних угроз.
Древнегреческий философ Платон считал, что безопасность – это предотвращение вреда. Наверное, это наиболее верная трактовка понятия.
Почему вопрос о детской безопасности актуален в современном обществе?
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого несчастного случая. Дети погибают в дорожно-транспортных происшествиях, от утопления и ожогов, от падений и отравлений.
Более 3 млн детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. В классификации детских травм по месту их получения на первом месте бытовые травмы, на долю которых пришлось 50% от всех зарегистрированных в медучреждениях обращений. На втором месте уличные травмы, составляющие треть от всех зарегистрированных. На школьный травматизм приходятся 7% от всех полученных детьми травм и третье место в классификации.
Безусловно, невозможно оградить ребенка с его неуемной энергией и активным интересом к окружающему миру от всех существующих опасностей.
Окружающая среда опасна сама по себе. В городе множество вредных веществ в воздухе повышает вероятность получить заболевания верхних дыхательных путей, огромное количество транспортных средств на дорогах – вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Тревогу вызывают строительные объекты, территорию которых дети могут выбрать для игр. Подчас опасны и детские площадки возле домов и в парках, так как тяжелые травмы дети получают от ударов качелями, падений с игровых конструкций.
Опасность для детей могут представлять и взрослые. Опасные незнакомцы – вполне реальная угроза.
В современном обществе у многих детей есть доступ к Интернету и телевизионным каналам. Мобильные телефоны, планшеты, компьютерные игры активно используются детьми в повседневной жизни. Нет никакой гарантии, что на каких-либо сайтах дети не найдут информацию, при использовании которой могут нанести вред своему здоровью. Например, советы по сборке взрывных устройств, проведению опытов с химическими реактивами и т. п.
Увлечение компьютерными играми может привести к психологической зависимости. У детей появляются раздражительность или агрессивность, иногда и потеря границы виртуального и реального мира.
Какова роль школы в формировании личной безопасности детей? Как организовать работу, в ходе которой дети научатся основным правилам безопасности?
Важно и нужно знакомить ребят с инструкциями по технике безопасности. Таких инструкций много. Это и поведение в учебных кабинетах, в столовой, поведение при проведении некоторых уроков (например, физической культуры, технологии). И все инструкции строятся на запретах тех или иных действий. Практика показывает, что дети инструкции слушают, иногда читают сами, а большинство информации не запоминается. Ребятам просто скучно.
Значит, следует теорию закреплять на практических занятиях, на которых ребята становятся активными участниками, анализируют, сопоставляют, делают выводы.
Тематические беседы с проблемными вопросами, игровыми ситуациями, инсценировками, самостоятельным составлением памяток поведения помогают ребятам лучше запоминать правила личной безопасности. Проведение КВН, викторин, конкурсов плакатов и буклетов с правилами, открытых диалогов с использованием простых примеров делают процесс ознакомления с разными правилами более живым и интересным. Если создается атмосфера заинтересованности, то стимулируется мотивация к познавательному процессу со стороны каждого ученика.
Педагогам и родителям следует помнить, что просто запреты и представление большого мира с подстерегающими в нем опасностями не сформируют у детей осознанного отношения к следованию правилам личной безопасности. У детей должно выработаться чувство ответственности как за свою безопасность, так и за безопасность окружающих.
Елена ЧЕРЧЕС, учитель начальных классов школы №1987
Комментарии