«Разговоры о важном» не стали чем-то принципиально новым в жизни педагога. Каждый урок и классный час – всегда разговор о том, что нельзя оставить без внимания, что необходимо для успешного развития ребенка. Они стали интересны с позиции аналитической: а что для нас и учащихся посчитают действительно важным? Без обсуждения каких тем нам сегодня, в новых реалиях, не обойтись?
Выбор тем не удивил. И появилась новая задача в жизни учителя: как сделать разговор с детьми на предложенную тему чем-то действительно интересным, нетривиальным? Для этого предмет обсуждения должен стать увлекательным прежде всего для самого педагога.
Универсального рецепта, увы, нет.
Запомнился, например, разговор о папе в 5‑м классе, приуроченный к Дню отца. Во-первых, немногие из ребят знали о существовании такого праздника. Значит, тема действительно актуальная.
Во-вторых, сразу назревает вопрос: зачем в нашей стране появился праздник, о котором почти никто и не знает? Только ли ради достижения баланса, справедливости, как сказал мне один из учащихся, описывая ситуацию в парадигме «честно/нечестно»? (День матери существует, а отца – нет.) Или нужно зреть глубже?
Наверное, появление этого праздника все-таки говорит о ряде проблем современного общества. И если я сухо сведу разговор только к тому, что папу нужно поздравить, проведу этот урок зря.
Передо мной сидят дети из разных семей: полных и неполных, с отцом во главе или с мамой, в каких-то папа устранился от ответственности за семью, в других негласно правит мама, где-то отца не стало в связи с трагическими обстоятельствами, и ребенку тяжело даже думать о нем. Но говорить я все равно должен.
Почему? Завтра девочки станут женами и мамами, мальчики – мужьями и папами. И они должны четко осознавать роль каждого в семейной жизни.
Почему тема роли отца в жизни ребенка требует действительно пристального внимания? С одной стороны, мы все чаще сталкиваемся с безответственностью, инфантильностью отцов, с другой – с тем, что роль мужчины в семье часто умаляется, недооценивается. В первом случае мальчиков нужно воспитывать ответственными, во втором – всех детей внимательными и благодарными.
– Конечно! Папа должен стать защитой и опорой! – утверждает одна девочка.
– А разве он не устанет?.. Разве сможет со всем справляться?! – искренне переживает другая.
Ребята принимали в обсуждении активное участие! Многие впервые осознали, насколько отцу бывает тяжело, и желали ему терпения, силы духа, здоровья. Когда услышал обиженное: «Я ничего бы папе не пожелал…» – будто проснулся. Наверное, в случае этого мальчика пожелание самое хорошее из всех возможных. И где-то слева заныло… Хочется, чтобы все дети на Земле вспоминали папу с любовью и благодарностью!
Нельзя было не говорить о традиционном взгляде на семью, о том, какое место в ней всегда занимал мужчина. А работа со словами «род – Родина – родной»; «отец – отечество»; «padre – патриот – патриотизм» лишь подтвердила мысль о том, что в сознании наших предков отец – настолько значительная личность, что соизмерим с целой страной, даже олицетворял ее. Этимология напоминает о том, что давно забылось. Эту мысль подтверждает и народная мудрость, воплощенная в пословицах. Например: «За добрым отцом, как за каменной стеной, за худым отцом и забора нет».
Интересной стала работа с репродукцией картины П.Д.Скрябина «Чтение книги». И процесс семейного чтения, запечатленный на полотне, и отец – стержень и опора семьи, и семейное единство – такие замечательные и редкие явления, согревающие душу! Созерцание может зародить маленькую мысль, мечту, а желание воплотить ее направит на верный путь.
Хочется делать наши с ребятами «Разговоры о важном» все более интересными и вопреки всем обстоятельствам сеять разумное, доброе, вечное.
Арсен ГРИГОРЯН, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5‑го класса Курчатовской школы
Комментарии